Уголовное дело по обвинению братьев Николаяи Давида Чхотуа , а также Коридзе , Мчеладзе и Габисония в похищении и убийстве 22 июля 1876 г. Нины Андреевской.
Уголовное дело по обвинению братьев Николая и Давида Чхотуа , а также Коридзе , Мчеладзе и Габисония в похищении и убийстве 22 июля 1876 г. Нины Андреевской.
Двадцать второго июля 1876 г. между 9 и 10 часами вечера было установлено исчезновение из дома Нины Эрастовны Андреевской , приехавшей в Тифлис из Одессы вместе с матерью для участия в разделе семейного имущества. Женщины появились в Тифлисе 29 июня , поначалу они остановились в гостинице "Европа" , позже переехали жить в дом Георгия Шарвашидзе , мужа Елены Эрастовны Андреевской , сестры Нины. Сам Г.Шарвашидзе в это время был в деловой поездке в Кутаисской губернии.
Кроме женщин , в июле 1876 г. в доме Шарвашидзе проживали : Давид Чхотуа , управляющий имуществом семьи Андреевских в Тифлисском уезде , его младший брат Ни
... Читать дальше »
При этом обвинитель вызвал в суд 105-летнего Иванцова, того самого деда, что повествовал о нападении вотяков на него и его семью в 1842 г. Разумеется, сделано это было не без умысла : допрашивать такого свидетеля было крайне нелегко ( в силу банальных причин : плохого слуха и замедленной реакции при ответе ), выставить его в смешном свете, либо лгуном значило продемонстрировать неуважение к старости и даже если бы Карабчевскому удалось полностью дезавуировать показания Иванцова обвинение всегда могло бы объяснить возникшее недоразумение большим возрастом свидетеля. Дескать, что вы хотите, ведь это ж столетний дед !
Но, разумеется, не этими и им подобными приёмами обвинение собиралось бить защиту наповал - это всё-таки была тактика процесса, помимо которой требовалось некое глобальное, стратегичес
... Читать дальше »
И совсем уж возмутительна оказалась та бесцеремонность, с которой обвинитель вёл себя по отношению к защитнику. Раевский неоднократно перебивал присяжного поверенного как при допросе последним свидетелей, так и при его обращениях к присяжным. Председательствующий не останавливал обвинителя и в такие минуты самоустранялся от ведения заседания.
Примечательно оказалось то обстоятельтство, что даже при подобном неравноправии сторон присяжные заседатели не нашли возможным признать виновными всех подсудимых. Из 11 обвиняемых трое ( Андриан Александров, братья Тимофей и Максим Гавриловы ) были оправданы. Обвинительный акт никак не детализировал участие этих людей в убийстве Матюнина, отделываясь на сей счёт только общими декларациями ; присяжные сочли, что подобных голословных утверждений недостаточно для вынесения обвинительного вердикта. Остальные 8 человек признавались в полной мере виновными и осуждались к ссылке в каторожные работы различной продолжительно
... Читать дальше »
Вот этот удивительный рассказ столетнего старика попал на страницы обвинительного заключения ! Примечательно, что в деле с нападением на Иванцова была концовка, о которой следователь Раевский предусмотрительно ничего не написал в протоколе допроса ( хотя, несомненно, он её знал ). В том же далёком 1842 г. было возбуждено дело о нападении вотяков на Иванцова и его родственников ; выяснилось, что никакого криминального подтекста в этой истории не было и в помине. Банальная бытовая склока завершилась руганью и оскорблениями, Иванцов, дабы наказать противную сторону, раздул дело чуть ли не до покушения на убийство. Мировой суд рассмотрел его жалобу, признал вотяков виновными в оскорблении Иванцова и членов его семьи и обязал первых выплатить пострадавшим штраф. То обстоятельство, что заявление Иванцова рассматривалось в мировом суде с очевидностью доказывает отсутствие в этом деле состава уголовного преступления. Т.е. ещё в 1842 г. власти признали, что никакого покушения на ритуальное убий
... Читать дальше »
Жуков был потрясен откровениями своего нового приятеля и не замедлил сообщить о полученных сведениях в губернию. Михаил Кобылин был вызван в прокуратуру, там под запись в протокол повторил свои этнографические открытия, которые впоследствии попали как в обвинительный акт, так и судебные заседания, на которые Кобылин вызывался в качестве свидетеля обвинения.
В показаниях Михаила Кобылина есть два примечательных момента : источник сообщенных им сведений и наличие личной заинтересованности в исходе рассмотрения дела. В качестве источника свидетель назвал ... некоего нищего вотяка, с которым он вместе пил водку 10 лет назад, т. е. в 1882 г. Ни имени этого вотяка, ни места его жительства Кобылин не знал. Просто за десять лет до "мултанского дела" он пил водку в придорожном трактире и будучи в подпитии человеком весьма щедрым, угостил стопариком какого-то вотяка-бродягу. Тот в благодарность за проявленную милость поведал ему содержательный рассказ о вотяцких ж
... Читать дальше »
На основании вышеизложенного Минкевич заключил, что причиной смерти Матюнина послужило отсечение головы. По времени нанесения это было первое ранение. Рассечение торса и извлечение органов из грудной полости было осуществлено позже, но примерно в то же время, что и отделение головы. Свою точку зрения Минкевич обосновал следующим логическим заключением : чтобы извлечь органы из грудной клетки края раны в верхней части туловища надлежало широко раздвинуть. Это можно было сделать без особых затруднений до тех только пор, пока подвижность ее краев не ограничило трупное окоченение. В принципе, приложив известное усилие края раны можно было раздвинуть и потом, когда труп уже находился в состоянии окоченения, но в этом случае разрез обратно не сомкнулся бы, а так бы и остался в раскрытом виде. Нательная рубаха в этом случае не смогла бы скрыть сильной деформации тела и на это, вне всякого сомнения, обратили бы внимание полицейские, появившиеся возле тела Матюнина 8 мая. Поскольку тело не выгл
... Читать дальше »
Хроника расследования загадочного убийства К. Матюнина ( Россия, 1892-96 гг. )
Начало 90-х годов 19-го столетия для жителей Вятской губернии выдалось непростым. Два подряд неурожайных года сильно ударили по достатку крестьянских хозяйств, а двинувшаяся летом 1891 г. по Волге и Каме эпидемия тифа грозила выкосить все трудоспособное население. Чтобы помочь жителям края государство стало выдавать всем нуждающимся беспроцентные "хлебные ссуды". Полученное зерно м. б. потратить на посев или на пропитание ; государство никак не ограничивало крестьян в этом вопросе, что, конечно же, явилось немалым подспорьем для нуждающихся людей.
Жители Старотрыкской волости Малмыжского уезда страдали от недорода и эпидемии тифа в той же степени, что и их соседи по губернии. Однако, в самой волости не все деревни оказались в одинаковом положении ; некоторым деревням везло - на их полях в достатке колосил
... Читать дальше »
Уголовное дело и судебный процесс по обвинению А. Данилова в убийстве и ограблении 12.1.1866 г. капитана в отставке Попова и Марии Нордман.
Утром 14 января 1866 г. в помещениях московской ссудной кассы , принадлежавшей г. Попову , были обнаружены тела хозяина и его кухарки Марии Нордман. Погибшие имели множественные ножевые поранения , не оставлявшие никаких сомнений в причине смерти ; комнаты были залиты кровью жертв. Касса и жилые комнаты подверглись методичному обыску : шкафы были раскрыты , ящики тумбочек - вытащены , их содержимое - высыпано на пол.
Прибывшим на место трагедии чинам полиции достался обширный фронт работ. Ссудная касса занимала целый флигель во дворе ; крутая лестница вела в помещения первого этажа , служившие для приема клиентов , этажом выше распологались личные комнаты хозяина и кухарки , проживавшей здесь же.
Оставшись с Агафьей Рудневой с глазу на глаз, Савин без обиняков заявил, что ей "придется лечь сегодня с ним в постель". Женщина отказалась и тут же была избита помещиком. Трудно сказать, как далеко бы зашел гнев барина, если бы Рудневой не удалось выбежать из дома и оставить осатанелого помещика коротать ночь в одиночестве.
Вот так провел последний день своей жизни мелкопоместный помещик, отставной подпоручик Иван Абрамович Савин.
Впрочем, господин Скуридин, исправно отразивший все эти перипетии в своем "доношении", ничего особенно предосудительного в поведении помещика не увидел. Даже то, что женатый барин гнусно домогался интимной близости с крестьянкой и 12-летней девочкой нисколько не возмутило благородного заседателя местного дворянского собрания. Эко невидаль !
Пока Скуридин опрашивал местное население и писал свой рапорт, доктор Квятковский произвел анатомическое исследование тела умершего помещика. К
... Читать дальше »
Расследование обстоятельств убийства помещика И. А. Савина, последовавшего 7.09.1796 г., и суд над виновными.
Городок Ливны в Орловской губернии был по меркам России 18-го столетия настоящим захолустьем. Если где-то в Европе гремели войны, а в столицах поближе - Москве и Санкт-Петербурге - творилась "высшая" политика и кипела светская жизнь, то в уездном городишке царило сонное умиротворение. Обыденная жизнь казалась размеренной и спокойной. Духовная запросы местного общества сводились к обсуждениям рутинных событий, как-то, свадеб, родов, крестин и похорон. Изредка пищу для разговоров подбрасывали разного рода казусы, происходившие иногда на утренних разводах у полицмейстера или смотрах местной инвалидной команды. Одним словом, скукота, да такая, что даже перу Александра Дюма зацепиться здесь было решительно не за что.
В сентябре 1796 г. уездное начальство получило известие о смерти мелкого помещика Ивана Аб
... Читать дальше »