Блез Паскаль был сыном Этьена Паскаля, корреспон-
дента Мерсенна. Блез быстро развивался под присмотром своего отца, и уже в
шестнадцатилетнем возрасте он открыл
“теорему Паскаля” о шестиугольнике, вписанном в кони-
ческое сечение. Эта теорема была опубликована 1691 г. на
одном листке бумаги и повлияла на Дезагра.Через несколь-
ко лет Паскаль изобрел счетную машину. Когда ему было двадцать пять лет, он
решил поселиться как янсенист в монастыре Порт-Рояль и вести жизнь аскета,
но продолжал при этом уделять время науке и литературе.
Леонард Эйлер (1707-1783)
Самый плодовитый математик восемнадцатого столетия, если только не всех
времен, - Леонард Эйлер. Его отец изу-
чал математику под руководством Якоба Бернули, а Лео-
нард под руководством Иоганна. Когда в 1725 г. сын Иоганна Николай уехал в
Петербург, молодой Эйлер пос-
ледовал за ним и основался в Петербургской академии до 1741 г. С 1741 по
1766 г. Эйлер находился в Берлин
... Читать дальше »
Последние годы правления великого князя Василия III Ивановича прошли в
спокойной обстановке для государства. Руси не грозила новая военная
опасность со стороны Польши и Литвы, Швеции. Да и Крымское ханство, со
своими внутренними проблемами, серьезно не угрожало. Лишь южные русские
границы тревожили небольшие разбойные отряды, которые легко разбивала
порубежная стража.
Беспокоило государя только Казанское ханство с его внутренними
неурядицами. В 1532 году там произошел очередной государственный переворот.
Династию Гиреев, пришедшую в Казань из Крыма, отстранили от власти. К ней
пришел московский ставленник – хан Джан-Али.
Первыми признаками процветания Русского государства явилась успешно
развивавшаяся торговля. Крупнейшими центрами помимо Москвы стали Нижний
Новгород, Смоленск и Псков. Великий князь заботился о развитии торговли, о
чем постоянно указывал своим наместникам.
В настоящее время в нашей стране наблюдается сепаратистские тенденции –
субъекты Российской Федерации стремятся к независимости. В истории нашего
государства, уже был "период самостоятельных земель", вошедший в историю
под названием феодальная раздробленность.
Из истории мы знаем чем это обернулось для Руси: экономической
слабостью, слабостью политики и монголо-татарским игом.
В XIV-XV вв. русские правители Иван III, Василий III завершили "великое
дело" – объединили Русь и образовали централизованное государство, которое
заняло достойное место на международной арене и вступило на путь быстрого
экономического развития.
Считается, что исторический пример прошлого, дает нам возможность
предугадать дальнейший ход развития, если мы пойдем по "сепаратистскому"
пути – нас ждут страшные испытания. Если же мы воспримем путь
централизованного государства, то возможно, наша страна решит внутренние и
внешние проблемы более рациональным способом. Тому пример деятельность ... Читать дальше »
Серов стремился вперед, сохраняя лучшее наследие прошлых эпох нашей школы.
С.
Маковский
Существует поговорка: «Дети, будьте осторожны в выборе своих
родителей!». Серову в «выборе» повезло. Его отец – Александр Николаевич
Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать,
пережившая сына, - пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать,
даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались
«петербургские знаменитости». После смерти отца в 1871 году мальчик стал
чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его
своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Заметив
его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в
Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874/75 года Валентин брал уроки у
автора «Бурлаков».
«Он с таким самозабвением впивался в свою работу, - вспоминал Репин,
- чт
... Читать дальше »
Выдающийся русский ученый – историк Василий Осипович Ключевский (1841
– 1911гг.) – академик (и почетный академик Петербургской АН), был человеком
разносторонним и, кроме хорошо известного цикла лекций: «Курс русской
истории», оставил замечательные труды по истории крепостного права,
сословий, финансов, историографии.
Русский писатель, князь Сергей Михайлович Волконский писал о нем: «В
1911 году в Петрограде скончался маститый профессор Ключевский, новейший из
корифеев русской историографии, человек, одаренный исключительным даром
проникновения в тайники былой жизни народа. От прикосновения его
критического резца с исторических личностей спадают условные очертания,
наложенные на их облик традиционными, на веру повторявшимися поверхностными
суждениями. Ни воплощения государственных добродетелей, ни носителей
беспримерного злодейства вы не встретите на страницах его книги, там пред
вами проходят живые люди - сочетание эгоизма и доброты, государственной
мудрости и безрас
... Читать дальше »
В ссылке Владимир Ильич усердно изучает общественно-политическую,
экономическую и статистическую литературу. С помощью родных он получает
из Казани книги и журналы, подобранные в библиотеках. Занятия юноши
были строго систематизированы. Он изучал университетские курсы, читая
журналы "Современник", "Отечественные Записки", "Вестник Европы", "Русское Богатство", художественную литературу, особенно произведения Н. А. Некрасова.
Молодой Ленин зачитывался романом "Что делать?"- одной из любимых книг
его казненного брата. В этом романе Чернышевский облек в художественную
форму свои социалистические идеи, первый в русской литературе создал
образ революционера, самоотверженного борца за свободу и счастье
народа. Книга "Что делать?" так увлекла Владимира Ильича, что летом
1888 года он в течение нескольких недель перечитал ее раз пять, находя
в ней все новые и новые волнующие мысли.
Знакомство с марксизмом
В 1887 году, по окончании гимназии, Ленин пос
... Читать дальше »
Взгляды миллионов людей на Ленина, порой, разнятся до диаметрально
противоположных: для одних (особенно для людей старших поколений) он -
великий вождь и учитель трудящихся всего мира; для других - амбициозный
бунтарь, “дело” которого оплачено десятками миллионов жизней, огромной
кровью, страданиями и лишениями народов, потерпело поражение небывалой
ценой в истории человечества.
Сколько раз в разных официальных кабинетах, у главного редактора
журнала, скажем, у секретаря райкома, в облисполкоме, в застекленных
шкафах виделись ровные, темно-бордовые темно-синие ряды книг, к которым
и подходить близко не нужно, чтобы сразу отметить - Ленин. Знали уж
собрания его сочинений, узнавали издалека по внешнему виду
безошибочно, как, взглянув на тот же Мавзолей на Красной площади, никто
не спутает его с каким-нибудь другим зданием. Держать собрание
сочинений Ленина каждому большому начальнику (директору завода, генералу
какому-нибудь) считалось не то чтобы обязательно... но как-то соли
... Читать дальше »
Славетний гетьман, визволитель України Богдан Хмельницький був сином
чигиринського сотника Михайла Хмельницького. Народився він близько 1595
року. Спочатку навчався в Київській братській, далі, за твердженням
польських істориків, у єзуїтській школі, що в Ярославі над Сяном.
Обдарований природним розумом, він був досить освіченою для свого часу
людиною, вільно володів польською і латинською мовами, а Пізніше Ще й
турецькою та французькою.
Здобувши освіту, Хмельницький, подібно до Сагайдачного, вступив до лав
козацького війська, брав участь у польсько-турецькій війні 1620—1621 років.
У цій війні вбито його батька, а Богдан тоді потрапив до турецькі неволі,
пробувши в полоні два роки в Константинополі. Повернувшись додому,
Хмельницький прибув на Запорожжя і час від часу ходив у морські походи з
козаками на турецькі міста. Найуспішніше в серпні 1621 року, коли гетьман
Сагайдачний мужньо відбивав під Хотином атаки багатотисячних військ Османа.
Зібравши десять тися
... Читать дальше »
Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями
(сфера рассудка), а с идеями. Идея - это такое понятие, которому в
созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно
направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для
деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы,
которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он
выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к
определенной цели, ставит перед ним задачи. (Функция рассудка
конститутивна, то есть конструктивна, он создает понятия). Разум очищает и
систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику,
идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. В
теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный
категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения,
выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему,
выведенную из трех возм
... Читать дальше »