Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями
(сфера рассудка), а с идеями. Идея - это такое понятие, которому в
созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно
направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для
деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы,
которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он
выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к
определенной цели, ставит перед ним задачи. (Функция рассудка
конститутивна, то есть конструктивна, он создает понятия). Разум очищает и
систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику,
идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. В
теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный
категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения,
выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему,
выведенную из трех возможных вариантов отношения к реальности: во - первых,
отношение к субъекту, во - вторых, - к объекту, в - третьих, - к тому и
другому вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о
душе, о мире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разум
нуждается в самой основательной проверке и самокритике. Таковы основные идеи "Критики чистого разума". Работа завершается
программой на будущее. Ни о каких новых "критиках" автор не помышляет.
Критическая работа завершена. Философу предстоит изложение позитивных начал
метафизики. До него в метафизике "можно было нести всякий вздор, не
опасаясь быть уличенным во лжи", так как она не располагает теми средствами
проверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика не
была наукой, но у нее, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. По
замыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырех частей
- онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение о
природе, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука о
мире в целом) и теологии (наука о боге). Однако Кант фактически не ответил
на вопрос, заданный в начале "Критики ...", - как возможна метафизика в
качестве науки? Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил все
догматические построения в этой сфере, но дальше декларирования
необходимости новой научной философии пока не пошел. Выход в свет "Критики чистого разума" не вызвал сенсации. Читалась
книга с трудом, без интереса. Никто Канта публично не бранил, никто ему не
возражал, лишь изредка до него доходили жалобы на непонятность. Сразу же
после появления книги философ разослал дарственные экземпляры своим друзьям
и знаменитостям: в первую очередь министру Цедлицу, Марку Герцу,
Мендельсону, затем - придворному проповеднику Иоганну Шульцу. Первых
ответов пришлось ждать около двух лет. За это время не вышло ни одной
серьезной рецензии. Это действовало на философа удручающе. Тем более, что
он вовсе не считал великие умы обреченными на непонимание. Наоборот, он
твердо верил, что самые сложные произведения можно и нужно сделать
общедоступными. Теперь, когда главное было позади, Кант мог позаботиться и
о том, чтобы его правильно поняли. Еще в дни типографской работы над книгой
он высказывал намерение общедоступно изложить содержание своего главного
труда. Теперь философ больше не откладывал завершение компендиума "Критики
чистого разума". Под название "Пролегомены ко всякой будущей метафизике,
могущей появиться в качестве науки" весной 1783 года книга вышла из печати.
"Пролегомены" явились переложением "Критики ...", и были значительно короче
основного труда, но не более популярны. Акцент в них был перемещен на
проблему метафизики. Наконец, в 1785 году, основательно проштудировав труд
Канта, упомянутый выше пастор Шульц написал обстоятельную рецензию. Вскоре
она была выпущена отдельной книгой. Пастор считал себя вправе выступить с
популяризацией учения Канта, поскольку "Пролегомены" этой задачи не решили.
"Разъясняющее изложение "Критики чистого разума"" представляет собой
добросовестный комментарий к кантовской теории познания. Только таким
образом проблема популяризации труда Канта была, наконец, разрешена. * * * Весной 1784 года Кант отметил свое шестидесятилетие. Юбилей застал
его в расцвете духовный сил. Уже прожито было три четверти отпущенных лет,
но не написана еще и половина произведений. Теперь они появляются одно за
другим - книги, статьи, рецензии. Кант расширяет рамки критической
философии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальных
сферах. Обретенная истина подвергается многократной проверке, выдержав
которую получает дополнительное обоснование, а не выдержав, заменяется
новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и
совершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание
уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его
статья "Идея всеобщей истории во всемирно - гражданском плане". Статья
открывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более
или менее общим достоянием, - действия законов в жизни общества. Затем,
Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных
результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека
наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие,
злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если
отвлечься от них, то в общем ходе истории можно увидеть некую общую для
всего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в
человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность
вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление,
которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной
любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает,
что путь раздора в конечном итоге ведет к достижению всеобщего правового
гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода,
совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе
будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких
условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в
человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в
некоторых более поздних работах, например, в статье "Предполагаемое начало
человеческой истории" (1786). В 1787 году "Критика чистого разума" была издана повторно. Тем
временем Кант был избран ректором университета (на этой должности
находились в течение года), а Берлинская академия наук включила его в число
своих членов (это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться
на невнимание к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой
появлялись уже не статьи, а целые книги, направленные против него. Его
обвиняли в скептицизме и субъективном идеализме. Отвечать всем не было
возможности, да и необходимости: одновременно с количеством критиков росло
и число сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим
оппонентам. Научный спор, по его мнению, интересен только тогда, когда
можешь сказать что - то новое. Уличать противника в недобросовестности или
глупости - занятие неблагодарное, тем более, что перед Кантом открылся
наконец неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великие
философы и к которому он сам стремился много лет. Речь идет об этике. В
этой области заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно
интерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в
первую очередь побудили Канта взяться за написание "Критики чистого
разума". Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге
"Основы метафизики нравов", которая увидела свет в 1785 году. Философ
стремился показать единство практического и теоретического разума (т.е.
нравственности и науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии
решить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал
"Критику практического разума". Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание
этих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет друг
друга. В них изложены лишь начала кантовского учения о нравственности.
Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика
предстала в завершенном виде, это - "Метафизика нравов". Новое слово,
сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности.
Предшествовавшие теории были гетерономны, т.е. выводили мораль из внешних
по отношению к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных
принципов в некоем принудительном предписании - воле бога, установлениях
общества, требованиях врожденного чувства. Другие настаивали на том, что
представления о добре и зле суть производные от целей, которых добивается
человек, и последствий, которые вытекают из его поведения, от его
стремления к счастью, наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную
самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро,
даже если никто не добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский
анализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта,
они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта -
автономная добрая воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требует
действия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некоего
внутреннего императива (повеления), порой идущего вразрез с аморальной
практикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчеркивает
первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное -
поведение, а знание вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и
зло, не нужно специального образования, достаточно интуиции ("способности
суждения"). Здесь Кант расходится с "первооткрывателем" морали Сократом,
для которого добро совпадает со знанием и отсутствие знания является
единственным источником всякого морального несовершенства. Таким образом
автор "Критики" и "Основ" выходит за пределы просветительского
рационализма. Природа человека по Канту - его свобода. Свобода с точки
зрения этики не произвол, не просто логическая конструкция, при которой из
данной причины могут на равных правах проистекать различные действия.
Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед
самим собой и другими людьми. "Свободная воля и воля, подчиненная
нравственным законам, - это одно и тоже". Свобода человека возможна
постольку, поскольку он - дитя двух миров. Принадлежность к чувственно
воспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней причинности, здесь он
подчинен посторонним силам - законам природы и установлениям общества. Но
как член ноуменального мира "вещей самих по себе" он наделен свободой. Эти
два мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом. Интеллигибельный
мир содержит основание чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный
характер человека лежит в основе его феноменального характера.
Раздвоенность человека устраняется механизмом совести. Нельзя все правильно
понимать, но неправильно поступать. Определи сам себя, проникнись сознанием
морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки -
такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной.
Существенное место в философской системе Канта занимает его философия
религии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает
тезис: мораль не возникает из божественных установлений, и антитезис:
мораль неизбежно ведет к религии. Человеческих способностей недостаточно
для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их
обязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существо
как владыку мира. Обоснованию антитезиса посвящен трактат "Религия в
пределах только разума". Кант присматривается к прошлому, ищет социально -
психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом
борьбу двух начал - добра и зла. Философ начинает с размышлений о
нравственной природе человека. Человек, утверждает он, по природе зол. В
нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как
приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем,
человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в
том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они
одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа
возможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека и
требует для этой цели наличия общественной потребности в добре. Переживание
вины (своей собственной или чужой, к который ты лишь сопричастен) - основа
морали. В учении о религии четко проявился историзм кантовского мышления.
Кант видит изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей, затем
первый, еще не совершенный тип религии, который называется "богослужебным".
Третий этап - вера разума. Богослужебная религия рассчитана на снискание
благосклонности верховного существа, которое можно умилостивить путем
почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человек
льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобы
самому стать лучше. Религия разума - это чистая вера в добро, в собственные
моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, без
переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа
жизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог - это
моральный закон, как бы существующий объективно, это - любовь, - так
говорится на страницах "Метафизики нравов", наиболее поздней этической
работы автора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как
программу человеколюбия. Совершенствуя эту программу, он пытается
обосновать ее теоретически. * * * В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта
происходит новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма он
уточняет (а порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для
него проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. В
"Критике чистого разума" вопрос остался открытым. С одной стороны, философ
убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина
невозможна. С другой - он декларировал программу создания новой метафизики
как науки о сверхчувственных вещах - боге и бессмертии души. В 1788 году
стало известно, что Берлинская академия намеревается объявить конкурс на
лучшее сочинение по теме "Какие действительные успехи сделала метафизика со
времен Лейбница и Вольфа". Кант в конкурсе не участвовал, хотя трижды
принимался за работу. Сохранившаяся рукопись красноречиво свидетельствует о
его отношении к метафизике. Кант настаивает на том, что за пределами
чувственного опыта не может быть никакого теоретического познания. Чтобы
придать понятию объективность необходимо подвести под него какое - либо
созерцание. Поэтому теоретически мы ничего не можем узнать ни о боге, ни о
свободе, ни о душе, отделенной от тела. "Практически мы сами создали себе
эти предметы", мы верим в них и ведем себя соответствующим образом.
Метафизика сверхчувственного возможна только с "практически -
догматической" точки зрения. А метафизику природы Кант представляет себе
лишь как разработку понятийного аппарата естественных наук. Метафизика есть
критика, поправка к здравому смыслу, и ничего более, - можно прочитать в
черновиках. Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал об
увлечениях молодости, о своей "первой любви" - естествознании. Он продолжал
читать курсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интерес
к астрономии и "небесной механике" и написал две статьи на эту тему: "О
вулканах и луне" и "Нечто о влиянии Луны на погоду". За два года до того,
как заговорили о берлинском конкурсе, он выпустил работу "Метафизические
начала естествознания". Если в "Критике чистого разума", набрасывая
структуру своей будущей философии природы, Кант разделил ее на рациональную
физику и рациональную психологию, то теперь природу души он не считает
объектом научного познания. Душа не экстенсивная величина, а описание
душевных явлений - не естествознание, которое имеет дело только с телами.
Философ принимал посильное участие в практической реализации научных
открытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсберге
первого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главные
интересы мыслителя по - прежнему лежали в собственно философской сфере.
Когда для него выяснилась несостоятельность попытки заново построить
разрушенное им здание умозрительной метафизики, он стал искать новые пути
создания философской системы, так как в философии он ценил прежде всего
систематичность. Общие контуры учения сложились у него давно, но системы
пока еще не было. Конечно обе первые "Критики ..." связаны определенным
образом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единство
между теоретическим и практическим разумом представлялось ему
недостаточным. Не хватало какого - тот важного опосредующего звена. Система
философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой
и свободой своеобразный "третий мир" - мир красоты. Когда он создавал
"Критику чистого разума", он считал, что эстетические проблемы невозможно
осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический
характер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщих
законов. Термином "Эстетика" он обозначал тогда учение о чувственности, об
идеальном пространстве и времени. Однако, в 1787 году Кант сообщает
Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а
именно "чувства удовольствия и неудовольствия". Теперь философская система
мыслителя обретает более четкие контуры. Он видит ее состоящей из трех
частей в соответствии с тремя способностями человеческой психики:
познавательной, оценочной ("чувство удовольствия") и волевой ("способность
желания"). В "Критике чистого разума" и "Критике практического разума"
изложены первая и третья составные части философской системы -
теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант пока называет
теологией - учением о целесообразности. Затем термин "теология" уступит
свое место эстетике - учению о красоте. Задуманное произведение философ
намеревался окончить к весне 1788 года. Но работа опять затянулась.
Потребовалось еще две весны и два лета, прежде чем рукопись ушла в
типографию. Трактат получил название "Критика способности суждения". В
работе "Критика чистого разума" термином "способность суждения"
обозначалась одна из интуитивных познавательных способностей. Если рассудок
устанавливает правила, то способность суждения дает возможность
пользоваться этими правилами в каждом конкретном случае. Теперь Кант
размышляет над другим видом интуиции, который называет "рефлективной
способностью суждения". Речь идет об отыскании по данному частному некоего
формального общего, но не об абстрагировании общих признаков, - это дело
рассудка). Применяя рифлективную способность суждения, человек задумывается
над целевым назначением данного частного. Учение о целях - телеология;
поэтому Кант называет эту разновидность рефлективной способности суждения
телеологической. Телеология для него - принцип рассмотрения предмета, в
первую очередь живого организма, где все целесообразно, то есть каждая
часть необходимым образом связана с другой. Рядом он располагает
эстетическую способность суждения, исходя из того, что художественное
переживание доставляет субъекту такое же удовольствие, как и обнаружение
целесообразности. В 1788 году философ обнаружил в деятельности человека
сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое. Это
искусство. Телеология Канта - это не теология, но и не естествознание: с ее
помощью философ не отыскивает бога в природе, но и не открывает законов, ею
управляющих, в центре его рассмотрения по - прежнему человек. Только
человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате
достижения которых возникает мир культуры. Так телеология Канта перерастает
в теорию культуры. В ходе работы над "Критикой способности суждения" Кант
все более сужал сферу телеологии, лишая ее самостоятельной роли, ее функции
как центрального звена системы переходили к эстетике. Телеология у философа
фиксирует специфику предмета и границы его познания: объективная
целесообразность налицо, но суть ее непостижима. Телеология в этом плане
аналогична теоретическому разуму, который с неизбежностью наталкивается на
противоречия, пытаясь проникнуть в сущность вещей самих по себе. И
телеология и теоретический разум выполняют регулятивную функцию.
Конститутивную (т.е. конструктивную) роль разум играет в области поведения
человека, нравственности. В области познания конститутивную функцию
осуществляет рассудок. В сфере "способности суждения" конститутивна
эстетическая оценка, родственная телеологической и в тоже время
противоположная ей. Единый подход к живой природе и художественному
творчеству на основе принципа целесообразности - одна из основных идей
"Критики способности суждения". Это было новое слово в эстетике. Обратимся теперь к самой эстетике Канта. Объем данного реферата не
позволяет рассказать обо всех особенностях эстетического учения философа,
поэтому в данной части работы будут затронуты лишь основные его положения,
а изложение будет почти тезисным. Предшественники философа - англичане
Шефтсбери и Хатчесон подчеркнули специфичность эстетического, его
несводимость ни к знанию, ни к морали. Кант отстаивает этот тезис. Но рядом
выдвигает антитезис: именно эстетическое есть средний челн между истиной и
добром, именно здесь сливаются воедино теория и практика. Поэтому у
эстетического две ипостаси: с одной стороны оно обращено преимущественно к
знанию (это прекрасное), с другой - преимущественно к морали (это -
возвышенное). Кантовский анализ основных этических категорий ограничивается
рассмотрением указанных двух категорий, т.к. философа интересует не
эстетика как таковая, а ее опосредующая роль, и категорий прекрасного и
возвышенного ему вполне достаточно для решения поставленной задачи. Одна из
важнейших заслуг Канта - эстетика в том, что он открыл опосредованный
характер восприятия прекрасного. До него считалось, что красота дается
человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно быть чутким к
красоте и обладать эстетическим чувством. Между тем, само "эстетическое
чувство" - сложная интеллектуальная способность. Чтобы насладиться красотой
предмета, надо уметь оценить его достоинства, и чем сложнее предмет, тем
специфичнее его эстетическая оценка. Сопоставляя возвышенное с прекрасным,
Кант отмечает, что последнее всегда связано с четкой формой, первое же без
труда можно обнаружить и в бесформенном предмете. Удовольствие от
возвышенного носит косвенный характер; прекрасное привлекает, а возвышенное
и привлекает и отталкивает. Основание для прекрасного "мы должны искать вне
нас, для возвышенного - только в нас и в образе мыслей". Таким образом,
Кант расчленил эстетическое на две части - прекрасное и возвышенное, он
показал связь между каждой из этих частей с сопредельными способностями
психики. В заключение он снова говорит об эстетическом суждении как о
целом. Он делает вывод, что эстетическая способность суждения вы целом
связана с разумом - законодателем нравственности. Что касается связи
эстетической способности с разумом - законодателем знания, то, отвергая ее
в непосредственном виде, философ утверждает ее косвенным путем. С его точки
зрения, эстетическая идея "оживляет" познавательные способности. Кант
находит следующую формулу синтеза: "В применении к познанию воображение
подчинено рассудку и ограничено необходимостью соответствовать понятиям, а
в эстетическом отношении, наоборот, оно свободно давать помимо указанной
согласованности с понятием ... богатый содержанием, хотя и неразвитый
материал для рассудка". Таким образом, сфера духовной деятельности человека
обрисована, ограждена в своей специфичности. Истина, добро и красота поняты
в их своеобразии и сведены воедино. Единство истины, добра и красоты
находит дополнительное обоснование в учении об искусстве. В эстетике Канта,
развернутой в сторону общефилософских проблем, искусству отведено
сравнительно небольшое, хотя и достаточно важное место. Все отмеченные выше
особенности эстетического проявляют себя здесь в полной мере. Искусство, по
Канту, - это не природа, не наука, не ремесло. Искусство может быть
механическим и эстетическим. Последнее, в свою очередь, делится на приятное
и изящное. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и
времяпрепровождения. Изящные искусства содействуют "культуре способности
души", они дают особое "удовольствие рефлексии", приближая сферу
эстетического сфере познания. Однако, кантовская дихотомия искусства на
этом не ограничивается. Философ одним из первых в истории эстетики дает
классификацию изящных искусств. Основанием деления служит способ выражения
эстетических идей, то есть красоты. Различные виды искусства - различные
виды красоты. Может быть красота мысли и красота созерцания. Во втором
случае материалом художника служит либо созерцание, либо форма. В
результате Кант обнаруживает три вида изящных искусств - словесное,
изобразительное и искусство игры ощущений. В свою очередь, словесные
искусства - это красноречие и поэзия. Изобразительные искусства включают в
себя искусство чувственной истины (пластика) и искусство чувственной
видимости (живопись). К пластике философ относит ваяние и зодчество (в том
числе прикладное искусство). Третья часть - искусство игры ощущений
опирается на слух и зрение. Это игра звуков и игра красок. Таким образом,
кантовская классификация искусств может быть представлена следующей схемой:
|Искусство |
|механическое|эстетическое |
| |приятное |изящное |
| | |словесное |изобразительное |искусство |
| | | | |игры |
| | | | |ощущений |
| | |красноречие|поэзия|пластика |живопись |музыка | Поэзию Кант считает высшей формой художественного творчества.
Значение поэзии, в том, что она совершенствует интеллектуальные и моральные
потенции человека; играя мыслями, она выходит за пределы понятийных средств
выражения и тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек
не только часть природы, но созидатель мира свободы. Однако, не следует
забывать, что философ не ставит знака равенства между искусством и
познанием. В схеме перечислены так называемые "основные виды" искусств.
Однако, философ отмечает, что сочетание основных видов искусства порождает
другие виды художественного творчества (красноречие в сочетании с живописью
- драму, поэзия в сочетании с музыкой - пение, пение в сочетании с музыкой
- оперу и т.д.). Для суждения о произведении искусства нужен вкус, для его
создания требуется гений. Способности души, сочетание которых образует
гений, - воображение и рассудок. Четыре признака характеризуют "гений":
это способность создавать то, для чего не может быть
дано никакого правила;
созданное произведение должно быть образцовым;
автор не может объяснить другим, как возникает его
произведение;
"сфера" гения - не наука, а искусство. Кант пришел к постановке эстетических проблем, отправляясь не от
размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою
философскую систему. Таким образом, сам философ видит в эстетике
"пропедевтику всякой философии". Это значит, что систематическое изучение
философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро
и истина, т.е. знакомство с третьей "Критикой" должно предшествовать чтению
первых двух. * * * В августе 1794 года Кант отметил свое семидесятилетие. Юбилейных
торжеств не было - философ радовался уже тому, что о нем не вспоминают. В
этот период он вступил на путь конфронтации с прусскими властями. Причиной
этого послужило написание и опубликование ряда статей, в которых автор
иронизировал над догматами церкви. Новый король Фридрих Вильгельм II не
терпел вольнодумства. Прежний девиз "Рассуждайте, но повинуйтесь" уступил
место более привычному "Повинуйтесь, не рассуждая". Тем не менее, накануне
юбилея Кант опубликовал статью "Конец всего сущего", которая стала
последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Поползли слухи о
готовящейся над философом расправе. Несмотря на это, в июле 1794 года
русская Академия наук избрала Канта своим членом. На заседании был
утвержден список из 14 иностранный ученых. Рекомендовал Канта географ И.И.
Георги, превозносивший не только "Критику чистого разума", но и "Физическую
географию", тогда еще не опубликованную и известную лишь как лекционный
курс. Вполне возможно, что Кант получил одобрительные слова из Петербурга
одновременно с окриком, последовавшим из Берлина. Прусское правительство
долго ломало голову над тем, как наказать всемирно известного ученого и не
угодить при этом в глупое положение. Наконец форма взыскания была найдена:
в октябре 1794 года Кант получил выговор от короля, но никто, кроме самого
философа, об этом не узнал, так как королевский приказ не был обнародован,
а пришел как частное письмо. Отказываться от своих взглядов было не
правилах Канта, оказывать сопротивление - было ему не силам. На случайно
подвернувшемся клочке бумаги он сформулировал единственно возможную
тактику: "отречение от внутреннего убеждения низко, но молчание в случае,
подобном настоящему, является долгом подданного; если все, что говоришь,
должно быть истинным, то не обязательно гласно высказывать всю истину. Дух Канта долго господствовал над его телом. Но всему приходит конец.
Философ не был болен, но силы его убывали. Он постепенно сокращал объем
своих учебных занятий, заканчивал зимний семестр не в апреле, а в феврале.
Последняя лекция (по логике) была им прочитана 23 июня 1796 года. Потом еще
три семестра он объявлял лекционные курсы, но с оговоркой: "если позволит
здоровье". Здоровье не позволяло, лекции отменялись. Однако, Кант не
собирался еще уходить в отставку. Он гордился тем, что и в преклонном
возрасте сохраняет ясность мысли, бодрость духа, интерес к жизни и любимому
делу. Не было сил читать лекции, но он мог еще писать. В период с 1795 по
1798 год он написал: "К вечному миру", "Об органе души", "Метафизика
нравов", "Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в
философии", "О мнимом праве лгать из человеколюбия", "Спор факультетов".
Завершив "Метафизикой нравов" построение философской системы, Кант
почувствовал потребность изложить свое учение в более иди менее
концентрированном виде. Так появилась "Антропология" (1798) - последняя
работа, изданная самим автором. Здесь как бы подводится итог размышлениям о
человеке и вообще всем философским размышлениям. Это завершение пути, и
одновременно начало - начинать изучение философии Канта целесообразно
именно с "Антропологии". Структура этого произведения совпадает с общей
системой кантовской философии. Главная часть книги распадается на три
раздела в соответствии с темя способностями души: познанием, чувством
удовольствия и способностью желания. Именно эти три особенности определили
в свое время содержание трех "Критик ...". В "Антропологии" идеи
критической философии непосредственно соотнесены с миром человека, его
переживаниями, устремлениями, убеждениями. Полученный результат
схематически выглядел следующим образом:
|Способности души |Познавательные |Априорные принципы|Применение их к |
| |способности | | |
|Познавательная |Рассудок |Закономерность |Природе |
|способность | | | |
|Чувство |Способность |Целесообразность |Искусству |
|удовольствия и |суждения | | |
|неудовольствия | | | |
|Способность |Разум |Конечная цель |Свободе |
|желания | | | | На схеме философская система Канта представлена в ее окончательном
виде. Способности суждения отведено промежуточное место между рассудком и
разумом, и сам мыслитель недвусмысленно говорит о критике способности
суждения как средстве, "связующем обе части философии в одно целое". Кант
пришел к своеобразному преодолению дуализма науки и нравственности путем
апелляции к художественным потенциям человека. Формула философской системы
Канта - истина, добро и красота, взятые в их единстве, замкнутые на
человеке, его культурном творчестве, которое направляет художественная
интуиция. Кант - философ XVIII века. Век был на исходе. Система критической
философии создана и завершена. Кантом никогда не овладевало чувство
самоуспокоения, но он знал, что главное сделано. Может быть поэтому спало
напряжение поиска, силы быстро пошли на убыль. В ноябре 1801 года философ
окончательно расстался с университетом. Его отпустили на покой, сохранив
полностью жалование. Теперь он почти не выходил на улицу, не принимал
посетителей. Поток писем иссяк. Друзья знали о состоянии Канта. Дольше
других писал Кизеветтер, но уже не столько о философских материях, сколько
о репе из Тельтова, которая пришлась по вкусу философу и которой Кизеветтер
его регулярно снабжал. К августу 1801 года относится последнее письмо,
написанное рукой Канта. Теперь ему было трудно ходить без посторонней
помощи. В октябре 1803 года состояние философа резко ухудшилось. Впервые в
жизни он провел несколько дней в постели. Теперь он почти оглох. 3 февраля
1804 года перестал принимать пищу. Умер Кант 12 февраля 1804 года. Смерь
его ясна, как и его жизнь. Исполненный долг. Увядание. Кончина. Еще в 1799
году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы
состоялись они на третий день после кончины и были по возможности
скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут
земле на обычном кладбище. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь
город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24
студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи
сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору
Кенигсберга с северной стороны. * * * Человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он
смог, что успел сказать, что было услышано. Жизнь Канта - это прежде всего
написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет
иной биографии кроме истории его учения. Все знавшие его говорили, что это
был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он
любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать,
сочетая глубокомысленную ученость со светским лоском. Кант вовсе не был
затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был
общителен, по воспитанию и образу жизни - галантен. Однако, он не искал
славы, не добивался власти, не знал любовных треволнений. Размеренное и
однообразное течение внешней жизни философа объясняется тем, что у него
рано возник всепоглощающий жизненный интерес - философия, и этому интересу
он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать,
в труде он находил главную радость. С детства будущий философ отличался
хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил
долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он
разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно
придерживался, и добился поразительных результатов. Он умер со спокойной
совестью, с сознанием исполненного долга. Слово далеко не всегда влечет за собой дело. Поучать легче, чем
следовать поучениям. В истории философии есть множество примеров
несовпадения проповеди и поведения. Однако, Кант - моралист и Кант -
человек - одно и тоже. Конечно, он не всегда и не во всем руководствовался
прописями категорического императива. Но в общем и целом его поведение
соответствовало тому идеалу внутренне свободной личности, который он
набросал в своих произведениях. Была цель жизни, был осознанный долг, была
способность управлять своими желаниями и страстями. Природа наделяет
человека темпераментом, характер он вырабатывает сам. Иммануил Кант сделал
самого себя и в этом отношении он уникален. . Список литературы
Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963 - 1966.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
Гулыга
|