Официальная
историческая наука отвергает факт реального существования амазонок.
Мол, они жили только в древнегреческих мифах. Об амазонках древние
эллины рассказывали, что они не терпели мужчин, постоянно воевали и
делали это настолько умело, что противостоять им мало кому было по
силам.
Чувашский историк и краевед Сергей Севрюгин, изучая
историю родного края, неожиданно наткнулся на сенсационные сведения,
которые позволили ученому предложить стройную гипотезу о реальном
существовании амазонок. Более того, их последним прибежищем
исследователь считает Поволжье.
Сильная половинаВ
писании Геродота встречается упоминание одного из столкновений эллинов
с женщинами-воинами. Якобы греки захватили около тридцати амазонок и
забрали их на свой корабль. Однако ночью амазонки напали на спящих
греков и перерезали их. После этого корабль долго дрейфовал по морю, и
в конце концов судно выбросило на берег, предположительно в районе
Крыма, где в то время обитали скифы. Естественно, амазонки занялись
привычным делом - захватили табун лошадей и начали грабить аборигенов.
Те поначалу решили дать отпор, но когда увидели, что имеют дело с
женщинами, захотели с ними породниться. "Послав к амазонкам своих
лучших юношей, скифы рассчитывали на то, что будут созданы новые семьи,
которые впоследствии вернутся в родные пенаты и приумножат свой род, -
рассказывает Сергей Севрюгин. - Но амазонки отказались идти в жилище к
новым мужьям и организовали вместе с ними свое собственное поселение. В
итоге появился новый народ - савроматы".
"Амазонка" работы скульптора Федора Мадурова.
(Фото: Николай Галкин)
Как
рассчитал Сергей Севрюгин, из 25-30 пар нового племени за 250 лет мог
бы образоваться народ численностью три миллиона человек. По его версии,
многочисленные дети амазонок и скифов к IV веку до нашей эры завоевали
огромные территории в Приуралье, Южной Сибири, Казахстане, на Кавказе и
даже дошли до Алтая. Что заставило их вернуться на родину и разгромить
своих предков - скифов, пока остается загадкой. Проследив дальнейшие
продвижения савроматов, Сергей Севрюгин пришел к выводу, что в IV веке
они скорее всего заселили территорию современной Рязани и их можно
отнести к тем, кого наука сегодня именует рязано-окцами. Несмотря на
то, что по официальной исторической версии рязано-окцы являются веткой
финно-угорских народов, исследователь утверждает, что "эти люди, судя
по их матриархальной культуре и наличию среди них женщин-воинов, скорее
всего были народом, хранящим традиции амазонок. Свидетельство тому -
найденные под Рязанью захоронения женщин в доспехах и с оружием".
Но
на рубеже X и XI веков рязано-окцы вдруг исчезают, словно какая-то
непонятная сила стерла их с лица Земли. Сергей Севрюгин предполагает,
что они переселились на территорию нынешней Чувашии: "Высока
вероятность, что современные чуваши - наследники той самой кочевой
культуры".
В качестве доказательства своей версии чувашский
краевед приводит карту, сделанную в 1459 году для португальского короля
Альфонса V итальянским монахом фра Мауро, весьма известным в те времена
картографом. Католический монах назвал территорию междуречья Суры и
Волги, где сейчас расположена Чувашия, Амазонией. "Видимо, итальянец во
время своих путешествий увидел в культуре проживавшего на этих землях
народа нечто такое, что заставило его воспринимать местное население
как последователей амазонок", - говорит Сергей Севрюгин.
Оружие матриархатаВполне
возможно, что свидетельства о великих женщинах-воительницах были
умышленно уничтожены в Средние века. "Очень странным представляется
указ Ивана Грозного от 1575 года о запрете под страхом смертной казни
любого вида металлообработки на территории нынешней Чувашии, - говорит
кандидат искусствоведения, археолог и историк Дмитрий Мадуров. -
Традиции металлургии и прежде всего изготовления оружия в Поволжье были
очень богаты. Во время раскопок поселений на территории Чувашии,
относящихся к первой половине второго тысячелетия, мы находили
уникальное оружие. Оно по своим боевым качествам и искусству
изготовления опережало воинскую амуницию соседних территорий как
минимум на пару веков". Вполне вероятно, что российский самодержец
чего-то опасался. Но чего? Не того ли, что уникальные технологии
попадут в руки потенциальных противников? И тем не менее, по мнению
Сергея Севрюгина, полностью уничтожить культуру женщин-воинов не
удалось. Доказательство тому - дошедшие до нас национальные женские
костюмы. Во многих деталях нарядов проглядывают так или иначе
измененные элементы боевой одежды. "Например, хушпу - головной убор, до
сих пор сохранивший элементы шлема, - говорит Сергей Севрюгин. - От
него по спине спускается кожаная лента, покрытая монетами. Она имела
двойное назначение: колчан для стрел и защита позвоночника. Перевязь
через плечо - тевет - также из кожи, закрытой монетами, предназначалась
для ношения топора или меча. На поясе есть накладки, которые,
по-видимому, служили для отвода дождевой воды с торса всадницы.
Выделяются и нагрудные доспехи".
Чувашский коллекционер оружия
Владислав Николаев, к которому "Итоги" обратились за комментариями,
подтвердил, что некоторые элементы одежды действительно напоминают
доспехи. Тем более что общий вес нашитых на ткань металлических пластин
составлял иногда около пуда. Мало кому в голову придет мысль носить
такую одежду просто так или для красоты. Вероятно, в этом все же был
некий смысл.
Но не только одежда свидетельствует о воинственном
прошлом предков современных чувашей и чувашек. Национальные традиции
также указывают на преобладание женского начала в этом народе над
мужским. Как пример - свадебные обычаи в чувашских деревнях. Когда
женщина становилась совершеннолетней, она выбирала себе мальчика моложе
ее на десять лет. Обговаривала с его родителями детали женитьбы. Потом
ей всей деревней строили дом. Она содержала и растила юношу в своем
доме до его совершеннолетия, после чего устраивала свадьбу. Да и
сегодня не совсем еще понятно, кто же на самом деле в Чувашии является
сильной половиной. Так, Владислав Николаев, выросший в одной из
исконных чувашских деревень, рассказывает: "Женщины могут бить своих
мужей, хотя об обратном никто и не слышал. Большинство принципиальных
решений в семье принимают тоже жены".
Но одно из самых ценных
для себя открытий Сергей Севрюгин сделал, когда решил порыться в корнях
родного языка. Оказалось, что слово "амазонки" по-чувашски четко
делится на две составляющие: ама - женское начало и щен -
воин-победитель. "В латинской транскрипции это пишется как amazon, - в
подтверждение своей теории говорит краевед. - Соответственно и
чувашский язык носит в себе традиции древних женщин-воинов, он сохранил
в себе основные понятия прародительниц". "Чувашский язык - очень
древний, - подтверждает Дмитрий Мадуров. - Его корни, согласно
исследованиям лингвистов, уходят далеко за пределы нашей эры".
Вполне
возможно, что свидетельства о великих женщинах-воительницах были
умышленно уничтожены в Средние века. "Очень странным представляется
указ Ивана Грозного от 1575 года о запрете под страхом смертной казни
любого вида металлообработки на территории нынешней Чувашии, - говорит
кандидат искусствоведения, археолог и историк Дмитрий Мадуров. -
Традиции металлургии и прежде всего изготовления оружия в Поволжье были
очень богаты. Во время раскопок поселений на территории Чувашии,
относящихся к первой половине второго тысячелетия, мы находили
уникальное оружие. Оно по своим боевым качествам и искусству
изготовления опережало воинскую амуницию соседних территорий как
минимум на пару веков". Вполне вероятно, что российский самодержец
чего-то опасался. Но чего? Не того ли, что уникальные технологии
попадут в руки потенциальных противников? И тем не менее, по мнению
Сергея Севрюгина, полностью уничтожить культуру женщин-воинов не
удалось. Доказательство тому - дошедшие до нас национальные женские
костюмы. Во многих деталях нарядов проглядывают так или иначе
измененные элементы боевой одежды. "Например, хушпу - головной убор, до
сих пор сохранивший элементы шлема, - говорит Сергей Севрюгин. - От
него по спине спускается кожаная лента, покрытая монетами. Она имела
двойное назначение: колчан для стрел и защита позвоночника. Перевязь
через плечо - тевет - также из кожи, закрытой монетами, предназначалась
для ношения топора или меча. На поясе есть накладки, которые,
по-видимому, служили для отвода дождевой воды с торса всадницы.
Выделяются и нагрудные доспехи".
Чувашский коллекционер оружия
Владислав Николаев, к которому "Итоги" обратились за комментариями,
подтвердил, что некоторые элементы одежды действительно напоминают
доспехи. Тем более что общий вес нашитых на ткань металлических пластин
составлял иногда около пуда. Мало кому в голову придет мысль носить
такую одежду просто так или для красоты. Вероятно, в этом все же был
некий смысл.
Но не только одежда свидетельствует о воинственном
прошлом предков современных чувашей и чувашек. Национальные традиции
также указывают на преобладание женского начала в этом народе над
мужским. Как пример - свадебные обычаи в чувашских деревнях. Когда
женщина становилась совершеннолетней, она выбирала себе мальчика моложе
ее на десять лет. Обговаривала с его родителями детали женитьбы. Потом
ей всей деревней строили дом. Она содержала и растила юношу в своем
доме до его совершеннолетия, после чего устраивала свадьбу. Да и
сегодня не совсем еще понятно, кто же на самом деле в Чувашии является
сильной половиной. Так, Владислав Николаев, выросший в одной из
исконных чувашских деревень, рассказывает: "Женщины могут бить своих
мужей, хотя об обратном никто и не слышал. Большинство принципиальных
решений в семье принимают тоже жены".
Но одно из самых ценных
для себя открытий Сергей Севрюгин сделал, когда решил порыться в корнях
родного языка. Оказалось, что слово "амазонки" по-чувашски четко
делится на две составляющие: ама - женское начало и щен -
воин-победитель. "В латинской транскрипции это пишется как amazon, - в
подтверждение своей теории говорит краевед. - Соответственно и
чувашский язык носит в себе традиции древних женщин-воинов, он сохранил
в себе основные понятия прародительниц". "Чувашский язык - очень
древний, - подтверждает Дмитрий Мадуров. - Его корни, согласно
исследованиям лингвистов, уходят далеко за пределы нашей эры".
Выгодное родствоСтаринная
карта, составленная в XV веке итальянским монахом Фра Мауро. На этой
карте территория современной Чувашии обозначена как Амазония
И
тем не менее идея Сергея Севрюгина о родстве амазонок и чувашей
неожиданно получила поддержку на высоком уровне. В правительстве
республики подумали и решили: сегодня весь мир стратегически
развивается по совершенно разным направлениям в экономическом,
социальном, культурологическом пространствах, и все стараются
использовать свои бренды. А мы-то чем хуже? "Амазонки - это хороший,
красивый бренд, - убеждала корреспондента "Итогов" Наталья Володина,
заместитель председателя кабинета министров Чувашской Республики,
одновременно министр культуры, по делам национальностей, информационной
политики и архивного дела. - Я поддерживаю эту идею. Это хороший повод,
чтобы привлечь туристов. У нас живет прекрасная поэтесса Раиса Сарби,
верящая в реинкарнацию. Она утверждает, что в прошлой жизни была
амазонкой. Раньше я посмеивалась над ней, а сегодня говорю: почему бы и
нет?"
Когда экономика региона развивается в очень жестких
конкурентных условиях, нужно выживать, формировать новые идеи -
туристические, исторические. По Волге сегодня возобновляется
судоходство. По Поволжью путешествует огромное количество иностранцев,
которым интересна Россия в ее многообразии. И власти Чувашии не видят
ничего плохого в том, чтобы эксплуатировать бренд амазонок и создавать
имидж необычного уголка России. "Конечно, как чиновник я не смею
утверждать ничего относительно родственной связи чувашей с амазонками,
потому что не являюсь ученым, - говорит Наталья Володина. - Однако
настаиваю на том, что данная тема требует изучения. Лично мне нравится
сама идея как способ привлечения внимания к культуре этноса. Почему бы
и нет? Мы же ничего не воруем, амазонки не принадлежат никому".
Интересно
мнение на сей счет чувашских историков. Доктор исторических наук,
главный научный сотрудник Чувашского государственного института
гуманитарных наук Виталий Иванов, к которому мы обратились, признался,
что является сторонником мифологической теории про амазонок. "Да,
регионом их обитания считают северное побережье Черного моря, - говорит
Виталий Иванов. - Согласно мифам, там жили некие воительницы, которые
соглашались на связь с мужчинами других племен, рожали детей. Мальчиков
они отдавали мужчинам, а девочек оставляли себе для поддержания чистоты
племени. Идея о том, что чуваши - потомки амазонок, возникла не
случайно. Действительно, на карте фра Мауро территория Чувашии
обозначена как Амазония. Я считаю, что картограф написал это слово,
потому что португальцы и итальянцы обозначали термином "амазония" некие
неизведанные края и земли. Это то же самое, что и терра инкогнита. В
данном случае европейцы выражали недоумение, что за народ там живет -
дикий, со своими нравами, мифологией. Накладывалось на общее
впечатление еще и то, что чувашки носили шлемовидные головные уборы -
по сути дела, настоящий шлем, покрытый металлом. К тому же идею об
амазонках связывают с матриархальным укладом в чувашской семье".
Несмотря на то что официальная наука отрицает реальное существование в
истории амазонок вообще, у Дмитрия Мадурова свое мнение на этот счет.
"Многие считают, - говорит ученый, - что амазонки - мифический народ,
которого никогда не было. Я же думаю, что все-таки такой народ был,
потому что изображения на античных вазах V-IV веков до нашей эры все
этнографичны. На них всегда рисовался вполне конкретный костюм
конкретного народа той эпохи. Значит, художник, который наносил на вазы
изображения, в реальности видел этих женщин и представлял, как
выглядели амазонки". Амазонку художники обычно "одевали" в нечто
похожее на лосины, красную юбочку, греческие латы, кожаный шлемовидный
головной убор с длинными "ушками", а в руках у них был персидский меч
акинак.
Если сравнить изображения амазонок, сделанные древними греками, и чувашских женщин, то можно найти определенное сходство
Сергей
Севрюгин, по сути, решил оспорить традиционное мнение чувашских
историков. Они-то придерживаются версии, что чуваши берут начало от
древних булгар и сувар - представителей тюркских племен, населявших
Западное Поволжье. Однако, как заявляет краевед, эта теория ошибочна. А
в подтверждение своих слов приводит доклад специалистов Университета
Уэйна (штат Мичиган), которые занимаются исследованием генетических
корней различных наций. Анализ генетического кода чувашей показал, что
они ни в коем случае не являются потомками древних булгар. Жаль, что не
удастся сравнить гены чувашей с их возможными предками - амазонками. И
причина здесь проста - сравнивать не с чем, по крайней мере пока.
Тем
не менее местные жители, увлеченные поиском родства с таинственными
женщинами-воинами, склонны верить версии Сергея Севрюгина. Во всяком
случае, на это намекает скульптура амазонки в человеческий рост,
встречающая гостей Чебоксар при входе в национальный краеведческий
музей. Спроси любого чуваша об их происхождении, они без доли сомнения
ответят: "Амазонки".
Чебоксары - Москва
ВРЕЗ: МНЕНИЯ
Шерше ля фам
Александр Коростелев, заведующий группой Поволжья Института этнологии и антропологии РАН:
-
Сейчас чудаки, которые ищут свои корни в совершенно различных
направлениях, встречаются у всех народов, включая русских. Они начинают
без всяких оснований выдавать свои фантазии за действительность. И если
находят деньги, то распространяют эти идеи большими тиражами.
Никита Хохлов, кандидат биологических наук, руководитель проекта "Этно-онлайн":
-
Скорее всего это псевдосенсация, при помощи которой кто-то хочет
получить грант или написать научную работу. В Чувашии амазонок точно не
было. Была идея, что амазонки монгольского происхождения - некие
воинственные женские племена. Амазонки были и в Папуа - Новой Гвинее,
там до сих пор существуют исключительно женские племена, которые
периодически нападают на деревни, вступают в связь с мужчинами. Если у
них рождается мальчик, они его убивают, а девочку оставляют в племени.
Но все равно это не те мифические амазонки.
Ольга Артемова,
доктор исторических наук, заместитель руководителя центра социальной
антропологии Российского государственного гуманитарного университета:
-
Происхождение чувашей изучено достаточно подробно серьезными
исследователями, и их работы опубликованы в научной литературе. Версия
с амазонками не имеет ничего общего с реальностью. Амазонки - это
древний миф, и ничего, кроме мифа. Сколько-нибудь подтвержденных данных
по этому поводу наука не знает. Этих женщин давно уже пора оставить в
покое.