SR-71 «BlackBird» стратегический разведчик Good bye, SR ! Количество «боеспособных» разведчиков уменьшалось на протяжении почти
двух десятков лет, причем далеко не только в результате «естественной»
убыли в результате катастроф. Причина была более банальная - огромная
стоимость эксплуатации и нехватка запасных частей. Расходы на содержание
одной эскадрильи SR-71 равнялись затратам на поддержание в летном состоянии
двух авиакрыльев тактических истребителей; к примеру, затраты на один
разведывательный полет, с учетом предполетного технического обслуживания,
привлечения к выполнению задания самолетов-заправщиков составляли 8 млн.
долл. Изготавливать периодически выходившие из строя узлы и агрегаты
разведчиков не представлялось возможным, поскольку всю технологическую
оснастку давно продали на металлолом; в результате пришлось пойти на
«каннибализацию», по крайней мере, одного разведчика и снятие всего ценного
с «недобитых» в авариях машин. Еще одним «пунктом обвинения» стала
уязвимость высотного трехмахового самолета от советских ЗРК «Круг-М». В
общем, к концу 80-х годов вопрос о снятии с вооружения ВВС США самолетов SR-
71 А назрел. Первым шагом стало уменьшение в 1988 г. флота находящихся в
строю SR-71 А до четырех машин: двух в Англии и двух - на Окинаве. В то же время, с ликвидацией «Черных птиц» Стратегическое авиационное
командование лишалось глаз. Считалось, что на смену SR придут спутники,
однако космическая разведка ходит по другому ведомству, в то время как
командование САК желало иметь собственные «глаза». Одно время альтернативой
SR-71 считался полумифический самолет «Аврора», якобы имеющий крейсерскую
скорость М=5. На рубеже 90-х годов в авиационной прессе появилась масса
публикаций, посвященных «Авроре», нашлись очевидцы, которые видели в полете
этот самолет, затем шум затих. Официальных комментариев о программе
«Аврора» так и не пoявилось, сегодня можно лишь говоритъ о том, что на
вооружении такого самолета нет. В «Аврору» (если таковая существовала) не
верили многие офицеры ВВС, причастные к стратегической разведке,
соответственно, они отчаянно боролись за продление срока службы SR-71А. Тем
не менее, весной 1989 г. такое решение было принято - с 1 октября 1989 г.
разведчики снимались с вооружения САК ВВС США. Осенью в летном состоянии
находилось всего три машины, фактически процесс вывода разведчиков из
эксплуатации уже заканчивался. Большую часть машин передали в музеи, а три
самолета поставили на консервацию. Интересно, что ярым сторонником
консервации являлся начальник штаба ВВС генерал Уэлч, в то время как
Конгреcc пытался сохранить в эксплуатации хотя бы два-три самолета.
Конгрессмены подготовили специальный документ «Защита национальных
ценностей, в котором отмечалось: . военная необходимость в дальнем, выживаемом, пилотируемом аппарате продолжает сохраняться;
. SR-71 может использоваться для выполнения своей задачи еще многие
годы; замены этому аппарату не предвидится; в случае отмены программы SR-71 американские разведывательные службы понесут серьезный урон. Впрочем, позиция Уэлча объяснима - генерал экономил деньги, которых в
период «перестройки и гласности» катастрофически не хватало не только
Советской Армии. Финансирование же программы SR-71 осуществлялось
исключительно в рамках бюджета ВВС, хотя получателями информации наряду с
командованием САК являлись ВМС, ЦРУ, политическое руководство страны.
Налицо - явная несправедливость. Тем более, что ассигнования на содержание
разведывательных спутников и самолетов U-2 осуществлялось из специальных
федеральных фондов. Оппонентом Уэлча выступал командующий САК генерал Чэйн.
Его слова: «снятие с вооружения SR-71 - это трагедия» - лучше всего
характеризуют настроения в кругах «стратегов». Сторонники сохранения SR-71 на вооружении высказывали следующие
аргументы: оборудование разведчиков и спутников-шпионов примерно идентично,
однако самолеты не «привязаны» к фиксированным орбитам, за счет чего
обладают большей гибкостью применения; за один виток спутник просматривает
достаточно узкую полосу и для обзора обширного региона (к примеру -
Персидского залива) требуется значительное время, в то время как SR-71
способен выполнить подобную работу в одном полете; в случае военного
столкновения между сверхдержавами спутники могут быть выведены из строя в
первые часы; наконец - спутник еще дороже, чем недешевый SR. Гражданские лица из высшего эшелона власти предприняли последнюю
попытку сохранить разведчики на вооружении - передать самолеты авиации
Национальной гвардии США. Предложение комиссии палаты представителей
Конгресса явилось полной неожиданностью как для ВВС, так и для Национальной
гвардии. Естественно, что это попытка провалилась. Под занавес карьеры творение «скунсовцев» вновь «взбрыкнуло»: 20 апреля
через 15 минут после взлета в Милденхэлле экипаж разведчика вынужден был из-
за механических неполадок в створке ниши носовой опоры шасси прервать полет
и вернуться на базу; на следующий день - 21 апреля 1989 г. - SR-71 из
«подразделения 1» с Окинавы упал в Южно-Китайское море, по словам
катапультировавшегося летчика (подполковник Дэн Хоас), причиной катастрофы
послужило разрушение правого двигателя, куски развалившегося мотора
повредили гидросистему, и в результате произошел полный выход из строя
системы управления. После катастрофы полеты трех еще остававшихся в
эксплуатации (один в Кадене и два - в Милденхэлле) временно приостановили.
Официально регулярные полеты всех самолетов SR-71, в связи с выводом их из
эксплуатации, прекратились 22 ноября 1989 г. По-видимому, последние
разведывательные полеты выполнил самолет с серийным номером 64-17967 16 и
20 ноября 1989 г. из Милденхэлла. 18 и 19 января 1990 г. в США из Англии
перелетела пара базировавшихся в Милденхэлле разведчиков (серийные номера -
64-17964 и 64-17967). В рамках подготовки к перелету 7 декабря 1989 г.
самолеты выполнили по одному тренировочному полету продолжительностью около
двух часов с выполнением дозаправки в воздухе. На обратном пути в Штаты
самолеты пилотировали экипажи в составе: летчиков - майоров Тома Макклири и
Дона Уоткинса, операторов - подполковника Стэна Гудмандсена и майора Боба
Фоулкса. Последние два специализированных «SR'ровских» заправщика KC-135Q
покинули Милденхэлл также 19 января с гражданскими и военными пассажирами
на борту - «подразделение 4» прекратило свое существование. Торжественные проводы разведчиков на «пенсию» состоялись на авиабазе
Бил в начале марта 1990 г. На взлетную полосу выкатили все 11
стратегических разведчика, имевшихся на тот момент в 9-м SRW. Сенат США
постановил в мае 1990 г. передать на консервацию шесть самолетов и шесть
комплектов разведывательного обрудования с возможностью возобновления
эксплуатации через 90 дней после принятия соответствующего решения. Но
Пентагон оставил у себя лишь три машины - еще три передали NASA. Министр
обороны Чейни сумел добиться пересмотра решения принятого сенатом: «Просто
невозможно держать в постоянной готовности летчиков, специалистов по
планированию полетов и обслуживающий персонал без нового, постоянного,
задания. Мы не сможем больше эксплуатировать самолеты SR-71.» Сторонники
сохранения на вооружении SR'ов до сих пор убеждены -самолет отправила на
пенсию «истребительно-бомбардировочная мафия ВВС» во главе с Уэлчем. Чейни ошибался, как ошибались и те, кто принимал решение о выводе
разведчиков из эксплуатации. «Буря в Пустыне» в полной мере
продемонстрировала силу аргументов защитников стратегических разведчиков -
спутники не смогли заменить самолеты. Маятник качнулся в обратную сторону:
начались разговоры о необходимости повторного ввода в строй SR-71 А.
Непосредственным поводом принятия решения о вводе в строй разведчиков
послужили ядерные испытания в КНДР, которые состоялись в начале 1994 г.
Сенатор Роберт Бид направил фирме Локхид-Мартин запрос о возможности
возобновления эксплуатации «Черных птиц». - Запросто, - ответили на фирме. Только дайте нам 100 миллионов на
приведение машин в пригодное к полетам состояние. Деньги нашлись, и в конце 1994 г. был подписан контракт на
расконсервацию трех самолетов и подготовку их к началу ограниченной
эксплуатации с середины 1995 г. Существует, правда, еще одна версия изменения отношения к SR-71A
-полный провал программы «Аврора» и высотного малозаметного дозвукового
БПЛА («Тиер-3 минус»)с размахом крыла в 45 м. БПЛА разрабатывали совместно
инженеры Боинга и Локхида. В программу вгрохали сотни миллионов баксов, но
в 1994 г. все работы по БПЛА свернули. Программа повторного ввода в строй разведчиков началась в январе 1995
г., 12 января хранившийся в NASA самолет с серийным номером 64-17971
совершил пятиминутный перелет с базы Эдвардс на заводской аэродром в
Палмдэйле, а 26 апреля состоялся первый официальный полет
«расконсервированного» SR-71A, в августе полетел второй самолет. Всего
планировалось повторно ввести в строй все три законсервированных машины, но
в состояние, пригодное к полетам, привели только два разведчика. Перед
возобновлением эксплуатации самолеты прошли модернизацию, в ходе которой на
них были установлены приемники обмена данными о тактической обстановке и
аппаратура передачи разведывательной информации на землю в реальном
масштабе времени. Первый «восстановленный» разведчик передали ВВС 28 июня 1995 г. Все три
самолета в настоящее время базируются на авиабазе Эдвардс и числятся на
вооружении родного для них 9-го SRW. Местом базирования выбрали Эдвардс, а
не Бил из-за того, что только в главном испытательном центре страны можно
было обеспечить техническое обслуживание самолетов, там же находились
тренажеры SR'ов. К последствиям поспешно принятого в 1989 г. решения
следует отнести и проблему с экипажами: в 1995 г. в ВВС продолжали служить
всего пять летчиков, летавших на «трехмаховых» разведчиках, и четверо
операторов разведывательного оборудования. Источники информации: 1. «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 / 2. Тайна «Черных дроздов» / Николай Сойко / 3. The online Blackbird Museum 4. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла» , 1996 - CD-ROM / 5. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM / 6. «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 / 7. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 / 8. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
|