JW Воскресенье, 01.12.2024, 23:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Персонали [211]
Детективные истории [134]
История России [19]
Разное [7]
Документальное кино [39]

Главная » 2008 » Март » 25 » SR-71A(B/C). Стратегический разведчик


SR-71A(B/C). Стратегический разведчик
00:41

SR-71 «BlackBird»

стратегический разведчик

Good bye, SR !

Количество «боеспособных» разведчиков уменьшалось на протяжении почти двух десятков лет, причем далеко не только в результате «естественной» убыли в результате катастроф. Причина была более банальная - огромная стоимость эксплуатации и нехватка запасных частей. Расходы на содержание одной эскадрильи SR-71 равнялись затратам на поддержание в летном состоянии двух авиакрыльев тактических истребителей; к примеру, затраты на один разведывательный полет, с учетом предполетного технического обслуживания, привлечения к выполнению задания самолетов-заправщиков составляли 8 млн. долл. Изготавливать периодически выходившие из строя узлы и агрегаты разведчиков не представлялось возможным, поскольку всю технологическую оснастку давно продали на металлолом; в результате пришлось пойти на
«каннибализацию», по крайней мере, одного разведчика и снятие всего ценного с «недобитых» в авариях машин. Еще одним «пунктом обвинения» стала уязвимость высотного трехмахового самолета от советских ЗРК «Круг-М». В общем, к концу 80-х годов вопрос о снятии с вооружения ВВС США самолетов SR-
71 А назрел. Первым шагом стало уменьшение в 1988 г. флота находящихся в строю SR-71 А до четырех машин: двух в Англии и двух - на Окинаве.

В то же время, с ликвидацией «Черных птиц» Стратегическое авиационное командование лишалось глаз. Считалось, что на смену SR придут спутники, однако космическая разведка ходит по другому ведомству, в то время как командование САК желало иметь собственные «глаза». Одно время альтернативой
SR-71 считался полумифический самолет «Аврора», якобы имеющий крейсерскую скорость М=5. На рубеже 90-х годов в авиационной прессе появилась масса публикаций, посвященных «Авроре», нашлись очевидцы, которые видели в полете этот самолет, затем шум затих. Официальных комментариев о программе
«Аврора» так и не пoявилось, сегодня можно лишь говоритъ о том, что на вооружении такого самолета нет. В «Аврору» (если таковая существовала) не верили многие офицеры ВВС, причастные к стратегической разведке, соответственно, они отчаянно боролись за продление срока службы SR-71А. Тем не менее, весной 1989 г. такое решение было принято - с 1 октября 1989 г. разведчики снимались с вооружения САК ВВС США. Осенью в летном состоянии находилось всего три машины, фактически процесс вывода разведчиков из эксплуатации уже заканчивался. Большую часть машин передали в музеи, а три самолета поставили на консервацию. Интересно, что ярым сторонником консервации являлся начальник штаба ВВС генерал Уэлч, в то время как
Конгреcc пытался сохранить в эксплуатации хотя бы два-три самолета.
Конгрессмены подготовили специальный документ «Защита национальных ценностей, в котором отмечалось:

. военная необходимость в дальнем, выживаемом, пилотируемом аппарате продолжает сохраняться;

. SR-71 может использоваться для выполнения своей задачи еще многие годы; замены этому аппарату не предвидится; в случае отмены программы

SR-71 американские разведывательные службы понесут серьезный урон.

Впрочем, позиция Уэлча объяснима - генерал экономил деньги, которых в период «перестройки и гласности» катастрофически не хватало не только
Советской Армии. Финансирование же программы SR-71 осуществлялось исключительно в рамках бюджета ВВС, хотя получателями информации наряду с командованием САК являлись ВМС, ЦРУ, политическое руководство страны.
Налицо - явная несправедливость. Тем более, что ассигнования на содержание разведывательных спутников и самолетов U-2 осуществлялось из специальных федеральных фондов. Оппонентом Уэлча выступал командующий САК генерал Чэйн.
Его слова: «снятие с вооружения SR-71 - это трагедия» - лучше всего характеризуют настроения в кругах «стратегов».

Сторонники сохранения SR-71 на вооружении высказывали следующие аргументы: оборудование разведчиков и спутников-шпионов примерно идентично, однако самолеты не «привязаны» к фиксированным орбитам, за счет чего обладают большей гибкостью применения; за один виток спутник просматривает достаточно узкую полосу и для обзора обширного региона (к примеру -
Персидского залива) требуется значительное время, в то время как SR-71 способен выполнить подобную работу в одном полете; в случае военного столкновения между сверхдержавами спутники могут быть выведены из строя в первые часы; наконец - спутник еще дороже, чем недешевый SR.

Гражданские лица из высшего эшелона власти предприняли последнюю попытку сохранить разведчики на вооружении - передать самолеты авиации
Национальной гвардии США. Предложение комиссии палаты представителей
Конгресса явилось полной неожиданностью как для ВВС, так и для Национальной гвардии. Естественно, что это попытка провалилась.

Под занавес карьеры творение «скунсовцев» вновь «взбрыкнуло»: 20 апреля через 15 минут после взлета в Милденхэлле экипаж разведчика вынужден был из- за механических неполадок в створке ниши носовой опоры шасси прервать полет и вернуться на базу; на следующий день - 21 апреля 1989 г. - SR-71 из
«подразделения 1» с Окинавы упал в Южно-Китайское море, по словам катапультировавшегося летчика (подполковник Дэн Хоас), причиной катастрофы послужило разрушение правого двигателя, куски развалившегося мотора повредили гидросистему, и в результате произошел полный выход из строя системы управления. После катастрофы полеты трех еще остававшихся в эксплуатации (один в Кадене и два - в Милденхэлле) временно приостановили.
Официально регулярные полеты всех самолетов SR-71, в связи с выводом их из эксплуатации, прекратились 22 ноября 1989 г. По-видимому, последние разведывательные полеты выполнил самолет с серийным номером 64-17967 16 и
20 ноября 1989 г. из Милденхэлла. 18 и 19 января 1990 г. в США из Англии перелетела пара базировавшихся в Милденхэлле разведчиков (серийные номера -
64-17964 и 64-17967). В рамках подготовки к перелету 7 декабря 1989 г. самолеты выполнили по одному тренировочному полету продолжительностью около двух часов с выполнением дозаправки в воздухе. На обратном пути в Штаты самолеты пилотировали экипажи в составе: летчиков - майоров Тома Макклири и
Дона Уоткинса, операторов - подполковника Стэна Гудмандсена и майора Боба
Фоулкса. Последние два специализированных «SR'ровских» заправщика KC-135Q покинули Милденхэлл также 19 января с гражданскими и военными пассажирами на борту - «подразделение 4» прекратило свое существование.

Торжественные проводы разведчиков на «пенсию» состоялись на авиабазе
Бил в начале марта 1990 г. На взлетную полосу выкатили все 11 стратегических разведчика, имевшихся на тот момент в 9-м SRW. Сенат США постановил в мае 1990 г. передать на консервацию шесть самолетов и шесть комплектов разведывательного обрудования с возможностью возобновления эксплуатации через 90 дней после принятия соответствующего решения. Но
Пентагон оставил у себя лишь три машины - еще три передали NASA. Министр обороны Чейни сумел добиться пересмотра решения принятого сенатом: «Просто невозможно держать в постоянной готовности летчиков, специалистов по планированию полетов и обслуживающий персонал без нового, постоянного, задания. Мы не сможем больше эксплуатировать самолеты SR-71.» Сторонники сохранения на вооружении SR'ов до сих пор убеждены -самолет отправила на пенсию «истребительно-бомбардировочная мафия ВВС» во главе с Уэлчем.

Чейни ошибался, как ошибались и те, кто принимал решение о выводе разведчиков из эксплуатации. «Буря в Пустыне» в полной мере продемонстрировала силу аргументов защитников стратегических разведчиков - спутники не смогли заменить самолеты. Маятник качнулся в обратную сторону: начались разговоры о необходимости повторного ввода в строй SR-71 А.
Непосредственным поводом принятия решения о вводе в строй разведчиков послужили ядерные испытания в КНДР, которые состоялись в начале 1994 г.
Сенатор Роберт Бид направил фирме Локхид-Мартин запрос о возможности возобновления эксплуатации «Черных птиц».

- Запросто, - ответили на фирме. Только дайте нам 100 миллионов на приведение машин в пригодное к полетам состояние.

Деньги нашлись, и в конце 1994 г. был подписан контракт на расконсервацию трех самолетов и подготовку их к началу ограниченной эксплуатации с середины 1995 г.

Существует, правда, еще одна версия изменения отношения к SR-71A
-полный провал программы «Аврора» и высотного малозаметного дозвукового
БПЛА («Тиер-3 минус»)с размахом крыла в 45 м. БПЛА разрабатывали совместно инженеры Боинга и Локхида. В программу вгрохали сотни миллионов баксов, но в 1994 г. все работы по БПЛА свернули.

Программа повторного ввода в строй разведчиков началась в январе 1995 г., 12 января хранившийся в NASA самолет с серийным номером 64-17971 совершил пятиминутный перелет с базы Эдвардс на заводской аэродром в
Палмдэйле, а 26 апреля состоялся первый официальный полет
«расконсервированного» SR-71A, в августе полетел второй самолет. Всего планировалось повторно ввести в строй все три законсервированных машины, но в состояние, пригодное к полетам, привели только два разведчика. Перед возобновлением эксплуатации самолеты прошли модернизацию, в ходе которой на них были установлены приемники обмена данными о тактической обстановке и аппаратура передачи разведывательной информации на землю в реальном масштабе времени.

Первый «восстановленный» разведчик передали ВВС 28 июня 1995 г. Все три самолета в настоящее время базируются на авиабазе Эдвардс и числятся на вооружении родного для них 9-го SRW. Местом базирования выбрали Эдвардс, а не Бил из-за того, что только в главном испытательном центре страны можно было обеспечить техническое обслуживание самолетов, там же находились тренажеры SR'ов. К последствиям поспешно принятого в 1989 г. решения следует отнести и проблему с экипажами: в 1995 г. в ВВС продолжали служить всего пять летчиков, летавших на «трехмаховых» разведчиках, и четверо операторов разведывательного оборудования.

Источники информации:

1. «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /

2. Тайна «Черных дроздов» / Николай Сойко /

3. The online Blackbird Museum

4. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла» , 1996 - CD-ROM /

5. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /

6. «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 /

7. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /

8. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /


Категория: Разное | Просмотров: 1013 | Добавил: Kerto | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Друзья сайта

Статистика

счетчик посетителей сайта
blacksingles.com DateHookUp
Copyright MyCorp © 2024Используются технологии uCoz