Адам Смит 1723 – 1790
Имя великого шотландца Адама Смита равно чтится всеми современными учеными-
экономистами , сколь бы различных точек зрения они не придерживались . Его
книга “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г)
навсегда вписала его имя в историю экономической мысли . Эта книга стоила
ему девяти лет полного отшельничества и принесла славу “отца экономической
науки”. Путь Смита к славе был непростым . Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника ,
скончавшегося за несколько месяцев до рождения своего сына. Адама воспитала
мать , посвятившая ему всю свою жизнь . В четырнадцать лет он поступил в
университет Глазго , начав свою дорогу к постижению мира. Упорно набирая
знания и одолевая вечно мучившие его болезни , он постепенно стал одним из
образованнейших людей своего времени . Признанием этого стало назначение его руководителем кафедры нравственной
философии , а потом и ректором университета в Глазго . Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала
толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах
экономики . Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека
с трех сторон : - с позиций морали и нравственности , - с позиций гражданских и государственных , - с позиций экономических . Он попытался объяснить экономические отношения людей именно с учетом
особенностей их натуры , считая , что человек – существо , эгоистичное от
природы , и его цели вполне могут противоречить интересам окружающих. Но люди все же ухитряются каким-то образом сотрудничать друг с другом
ради общего блага и личной выгоды каждого . Значит , существуют какие-то
механизмы , которые обеспечивают такое сотрудничество. И если их выявить ,
то можно понять , как устроить экономические отношения более рационально . Адам Смит не идеализировал человека , он видел все его недостатки и
слабости , но при этом он писал : “Одинаковое у всех людей , постоянное и
не исчезающее стремление улучшить свое положение – это начало , откуда
вытекает как общественное и национальное , так и частное богатство “. В отличие от своих предшественников он сумел понять и доказать , что
богатство нации создается не только в сельском хозяйстве и торговле , но
всеми видами производств , существующими в экономике . Именно поэтому Смит так много писал о разделении труда , поскольку видел
в нем источник роста благосостояния любого народа мира . Он дал ответ и на вопрос о том , почему разделение труда и обмен так
неуклонно сопутствуют истории человечества. Великий шотландец показал , что обмен товарами происходит тогда и только
тогда , когда он выгоден обеим сторонам . Это была революционная для своего
времени идея , и даже до сих пор она нелегко усваивается людьми
малознакомыми с экономикой . До Смита на обмен и торговлю смотрели в соответствии с шутливым
утверждением древних греков : “ Рынок – это специально отведенное место ,
где люди могут обманывать друг друга .” Иными словами , считалось , что в
любой сделке одна сторона выигрывает , а другая соответственно обязательно
проигрывает . Смит доказал , что на самом деле существует универсальная выгода для
всех , кто вступает в обмен товарами . Эта выгода – экономия участниками обмена своего труда. Иными словами ,
человек соглашается на обмен только тогда , когда полагает , что затратил
на изготовление отдаваемого товара меньше времени , чем ему пришлось бы
потратить на изготовление того товара, который он хочет выменять . Если обмен происходит свободно и его участники вольны в выборе партнеров
и согласовании цен , то такой обмен – благо для всех его участников и
страны в целом . Помешать росту богатства страны может только неблагоразумие ее
правителей . Если же власти не мешают людям трудиться , создавать сбережения и
вкладывать их в коммерческую деятельность, то страна будет процветать : “
Для того , чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до
высшей ступени благосостояния , нужны лишь мир , легкие налоги и терпимость
в управлении , все остальное сделает естественный ход вещей .”
|