Исследование почерка в
современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач,
поскольку в настоящее время преступники все чаще отказываются от грубых средств
«аргументации» и переходят к более цивилизованным методам, позволяющим с
меньшими затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект
от своих действий. Для того чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться
весьма выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего
криминалиста: «Зачем взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним
грамотным росчерком пера». Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста
«беловоротничковой» преступности, столь распространенной в России в последнее
время.
Целью данной работы является
раскрытие сущности почерковедческой экспертизы и оценка ее значимости как
одного из важнейших звеньев в деле расследования и раскрытия преступлений.
Структурно данная работа состоит
из трех глав. Первая глава раскрывает основные понятия, определяющие сущность
почерковедческого исследования, а именно понятие почерка как предмета
исследования, объект, а также основные задачи исследования.
Вторая глава посвящена методике
почерковедческого исследования. Также в данной главе охарактеризовано
современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы на данном этапе
развития российской криминалистической науки.
Третья глава данной работы
посвящена подготовке материалов для почерковедческой экспертизы и содержит
практические рекомендации по подготовке соответствующих материалов для
исследования следователем и судом.
Глава 1.
Сущность почерковедческой экспертизы
Понятие,
предмет и объект почерковедческой экспертизы
Исследования рукописей относятся
к числу наиболее распространенных криминалистических экспертиз. Основная их
цель – идентификация исполнителя. Однако зачастую с их помощью решаются
вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки
пишущего (подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков
внешности (пол, возраст, состояние опьянения). Однако об этом более подробно
будет сказано далее, когда речь пойдет о задачах почерковедческой экспертизы.
В качестве объектов таких
исследований могут выступать объемные рукописи (дневники, письма) и краткие
записи (подписи, цифры, рисунки, символы), в которых проявились устойчивые индивидуальные особенности письма.
Предметом же исследования
является почерк – относительно устойчивая система движений, отображающаяся в
рукописях, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.
Умение писать приобретается в результате длительного обучения и тренировок.
Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в
3-4 классе. Однако их совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как
правило, формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных
навыков, обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека,
доводится до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых
идентификационных признаках письма.
Принято различать:
технические навыки (посадка
человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства);
графические навыки
(воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);
навыки письменной речи
(словарный состав и построение текста, предложений).
Совокупность технических и
графических навыков, отображающихся в рукописи, характеризуют почерк человека.
Под влиянием воли человека, усилий письма, внешней среды и иных субъективных и
объективных факторов в почерке появляется
много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В
почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их
совокупность у каждого человека индивидуальна.
Несмотря на разнообразие причин,
вызывающих изменения почерка, система движений (динамический стереотип) в
целом, выработанная на протяжении длительного времени, относительно устойчива.
Это значит, что возможность идентификации человека по почерку сохраняется во
времени и даже при попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости,
что выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в
упрощении строения букв.
Изменения в почерке могут
появляться также при особых условиях письма: необычные поза пишущего, средства
и материал письма, необычное состояние пишущего (опьянение, возбуждение),
нарушение функции костно-мышечного аппарата или нервной системы (травмы,
нервные заболевания), наконец, при умышленном искажении почерка (маскировка или
подражание почерку другого человека). Однако при наличии достаточно объемного
рукописного текста и в этих случаях нередко сохраняется совокупность
индивидуальных признаков почерка.
1.2. Задачи
почерковедческой экспертизы
Перед почерковедческой
экспертизой следователем или судом могут быть поставлены задачи
идентификационного и неидентификационного (диагностического) характера.
К первым относится:
установление исполнителя
рукописного текста или подписи
Необходимость в этом может
возникнуть у следователя или суда при изучении письменных или вещественных
доказательств, в частности, когда содержание написанного составляет
доказательство определенного факта — подделки, угрозы, оскорбления и т. д.
Иногда установление исполнителя текста документа может указать на круг лиц,
среди которых следует искать виновного. Так, при расследовании двух дел (о
пожаре и об убийстве) обнаружение на месте происшествия клочков ученических
тетрадей и установление конкретных исполнителей текстов на этих листках
способствовали построению правильных версий. Как выяснилось в результате
расследования, в первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве
материала для поджога дома, во втором — брат ученицы К. из листов, вырванных из
ее тетради, изготовил пыжи;
установление факта выполнения
одним лицом различных текстов, отдельных фрагментов текста и подписей
Например, если обвиняемый
признается в выполнении одного из документов, проходящих по делу в качестве
вещественного доказательства, подтверждающего какой-либо факт, но отказывается
от другого, а у следователя есть основания полагать, что обвиняемым написан и
другой документ, то он назначает почерковедческую экспертизу. В этом случае на
разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены
оба текста, причем первый документ используется в качестве образца почерка
обвиняемого.
Вопрос о выполнении нескольких
текстов или подписей одним лицом может быть поставлен и в том случае, когда у
следователя есть основания полагать, что исполнителем всех текстов анонимных
писем или подписей от имени вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или
суд, назначая экспертизу почерка, в подобных случаях может поставить на
разрешение эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами.
Как уже отмечалось, кроме
идентификационных могут проводиться и неидентификационные исследования. Они
имеют своей целью:
установление факта письма в
необычных условиях или при необычном состоянии писавшего;
установление одновременности
выполнения всех фрагментов текста, подлежащих экспертизе;
решение вопроса о давности
выполнения исследуемой рукописи;
определение пола исполнителя по
рукописному тексту и т. д.
Вопрос об условиях выполнения
рукописи следователю и суду приходится выяснять при проверке показаний
обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо в целях уточнения или оценки
заключения эксперта, содержащего выводы о невозможности решения поставленной
перед ним задачи.
Например, эксперт при
исследовании подписи на расходном ордере установил совпадающие и различающиеся
признаки почерка, однако ни те, ни другие не являются, по его мнению, достаточным
основанием для положительного или отрицательного вывода. По этой причине
эксперт пришел к выводу о невозможности решения поставленной перед ним задачи.[1]
При оценке такого вывода у
следователя могут возникнуть дополнительные вопросы, касающиеся влияния условий
письма на проявление признаков подписи. Перед экспертом в подобном случае может
быть поставлена задача установить, могли ли появиться различающиеся признаки
почерка вследствие выполнения подписи определенным лицом в неудобной позе или
болезненном состоянии.
Особенно часто такие вопросы
ставятся перед экспертом в случаях когда другими доказательствами по делу
(например, показаниями свидетелей) установлено, что подпись была выполнена в
очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании). В
данном случае результатом сравнительного исследования является исключение или
подтверждение условий, сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам.
Иногда одной из задач
неидентификационного исследования, которую ставят перед экспертом, является
установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д.
Например, существенное значение может иметь установление того, выполнен ли весь
текст накладной в одно и то же время либо некоторые из наименований товаров
были дописаны позднее, после написания основного текста. Обычно эта задача
решается комплексным исследованием с применением методик как почерковедческой
экспертизы, так и технической экспертизы документов.
Необходимость в определении
времени выполнения рукописи может возникнуть при решении вопросов о приоритете
научных открытий, давности составления завещаний.
Задачи, поставленные перед
экспертом следователем или судом, определяют методику проведения экспертизы
рукописного текста, а также процесс подготовки и оформления материалов,
направляемых для исследования.
При необходимости установления
исполнителя рукописного текста либо подписи следователь или суд должны
представить эксперту, производящему экспертизу, свободные и экспериментальные
образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование.
Если перед экспертом поставлена
задача установить, одним или разными лицами выполнены отдельные фрагменты
текста в исследуемом документе или несколько текстов (подписей), то на
экспертизу представляются лишь исследуемые документы (например, завещание с
подписью умершего лица). При проведении экспертизы почерка по рукописям,
выполненным в необычных условиях, требуются образцы почерка или подписей,
выполненные в аналогичных условиях.
Глава 2.
Методика почерковедческой экспертизы
2.1.
Идентификационные признаки почерка
Для того чтобы установить, не
исполнена ли рукопись тем или иным лицом, необходимо сравнить исследуемый
почерк с почерком данного лица. Такое сравнение проводится по тем признакам,
которые дают возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В
результате научных исследований и практики почерковедческих экспертиз эти
признаки были выделены, систематизированы и получили название идентификационных
признаков письма.[2]
Под идентификационным признаком
письма понимают особенность письменно-двигательного навыка, отображающуюся в
рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк
конкретною лица.
Особенности
письменно-двигательного навыка входят в так называемый идентификационный
комплекс признаков, который позволяет дифференцировать почерки разных лиц и
устанавливать исполнителя рукописи.
Идентификационные признаки
почерка делятся на общие и частные. Общие признаки почерка характеризуют в
целом почерк определенного лица, дают представление о системе графического
начертания всей совокупности письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а
отдельным знакам, относятся к частным признакам почерка.
Общие признаки условно можно
разделить на три большие группы:
отражающие степень и характер
сформированности письменно-двигательного навыка;
отражающие структурные
характеристики движений;
отражающие отражающие
пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические).
Общие признаки, отражающие
степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
1. Выработанность почерка
означает уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности
выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными
движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Пo cтeпeни
выpaбoтaннocти пoчepки дeлятcя нa мaлoвыpaбoтaнныe, cpeднeвыpaбoтaнныe и
выcoкoвыpaбoтaнныe.
Маловыработанные почерки
отражают начальную степень образования навыка письма. К этой группе относятся:
1) школьные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2)
почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно
редко.
О малой выработаннсти почерка в
первые периоды обучения письму свидетельствуют низкая точность движений,
угловатость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений,
характер которых определяется прописями.
В противоположность школьному в
маловыработанном практическом почерке признаки низкой координации движений,
особенно неравномерность протяженности, направления и размещения движений,
выражены еще более отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными,
нечеткими.
Средневыработанные почерки — этo
нecфopмиpoвaвшийcя дo кoнцa пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий cтaдию
пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo и быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний
xapaктepизyeтcя нeycтoйчивocтью пpoтяжeннocти, нaпpaвлeния и paзмeщeния
движeний пpи выпoлнeнии пиcьмeнныx знaкoв и иx элeмeнтoв. Тaкoмy пoчepкy
cвoйcтвeнен cpeдний тeмп.
Высоковыработанные почерки — это
вполне сформировавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно
быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма. Для
них характерны относительно большая точность движений, значительная
непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании
штрихов, упрощенное строение букв.
2. Координация движений при
письме обычно рассматривается с точки зрения соблюдения параметров движения при
выполнении: 1) элементов букв и 2) сочетаний элементов букв, слов, фраз.
Неточность движений первой
группы выражается в извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов,
несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях
движений.
Признаки неточности движений
второй группы состоят в несоразмерности параметров движений (протяженности,
направления, размещения) во всей рукописи.
3. Темп движений при письме
может быть привычным и изменчивым.
Различие в темпе письма
сказывается в степени непрерывности движений при выполнении букв и их
сочетаний.
Темп письма – признак, тесно
связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем
больше сложность, тем медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность
почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показателем
темпа.
4. Степень сложности движений,
отображающихся в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в
формировании почерка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навыков
стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо
всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма.
По степени сложности движений
различают: 1) почерки простого строения; 2) почерки упрощенного строения; 3)
почерки усложненного строения.
К группе простого строения
относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений,
приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости
рукописи.
Для обладателей упрощенного
почерка характерен быстрый темп письма, который достигается очень часто за счет
некоторого несовершенства точности (координации) движений. Нечеткость рукописи
— частый спутник упрощенного почерка.
Для группы почерков усложненного
строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при
письме по сравнению с простыми почерками. Оно формируется под влиянием
активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка.
Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного
строения характерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся
детали букв, элементы и буквы в целом.
|