Будущую герцогиню Марию Тересию
Каэтану де Альба выдали замуж тринадцатилетней за человека, который был
старше ее на шесть лет. Вскоре она поняла, что ошиблась в выборе... К
двадцати годам Каэтана стала самой известной женщиной в Испании, а ее
поведение не раз становилось предметом ожесточенных споров.
Она любила жестоко подшутить над близкими людьми и случайными
знакомыми. Однажды, например, встретившись на прогулке с молодым
семинаристом, притворилась бедной девушкой и попросила отвести ее в
кафе, где заказала такое количество блюд, что студент не смог
расплатиться с хозяином. По ее коварной подсказке хозяин кафе заставил
молодого человека оставить в залог свои штаны. Однако и это не остудило
пыла ее нового обожателя, и на следующий день он отважился навестить
герцогиню в ее дворце. Уверенный, что его знакомая – простая служанка,
он самоуверенно появился перед ней и вдруг оказался посреди блестящего
общества, где при всеобщем ликовании и его немалом смущении было
поведано со всеми подробностями о его недавнем приключении.
Каэтана была не менее гордой, чем королева, и позволяла себе столь
же дорогостоящие причуды. Несмотря на это, народ относился к ней с
симпатией. Отец молодой женщины, герцог Хосе Альварес де Толедо Альба,
почитывал Вольтера, других энциклопедистов и был, что называется,
либералом, сторонником прогрессивных реформ. Эти же идеи приветствовала
и его дочь, щедро занимавшаяся благотворительностью и искренне
пытавшаяся помочь обездоленным.
Каэтану злобно ненавидела королева Мария-Луиза, выславшая ее на
три года за пределы Мадрида. Ларчик открывался просто однажды любовник
монархини перешел в постель к герцогине Альба... Симпатизирующих
опальной красавице было немало. Художник Франсиско Гойя оказался не
единственным человеком, посвящающим ей свои творения. Например, Хуан
Мелендес Вальдес обращался к ней в своем произведении «Дни Сильвии»
восхищаясь умом и красотой молодой женщины, назвал ее Венерой, звездой
любви.
А Гойя Неужели у кого-нибудь могли возникнуть сомнения в его отношении к Каэтане
О далеких от целомудрия похождениях «бешеного Гойи» еще при его
жизни ходили легенды. Отличавшийся незаурядной силой и ловкостью, он
нередко становился виновником кровопролития – как правило, на любовной
почве, из-за чего ему не раз приходилось скрываться из Мадрида. Помнит
о Гойе и Вечный город Рим. Сын небогатой аристократки и простого
крестьянина, человек взрывного темперамента, необузданных страстей и
желаний, художник, несомненно, был личностью яркой и притягательной, но
не очень удобной для каждодневного общения.
Создавая образ герцогини Альба, художник не только подчеркивал
обаяние ее красоты, хрупкость и грацию фигуры, удлиненное бледное лицо
с огромными глазами, пышные черные кудри, но и раскрывал своеобразие ее
характера – капризность, черты своеволия и независимости, а иногда –
веселой шаловливости. Наиболее известный из ее портретов – во весь
рост, созданный в 1795 году.
Овдовев в 1796 году, герцогиня удалилась в одно из своих поместий,
где в течение нескольких месяцев Гойя был ее гостем. Исследователи
считают, что художник запечатлел самого себя рядом с герцогиней в
чудесной жанровой картине, изображающей кавалера и даму на прогулке.
Лица обоих персонажей отдаленно, но напоминают Гойю и Каэтану. Сценами
из жизни герцогини считаются и замечательные рисунки Гойи, сделанные в
том же поместье. Многие из них довольно интимны молодая женщина
поправляет чулок или лежит на постели. А на лучшем изображена юная,
прекрасная, все с теми же локонами женщина, склонившая лицо к маленькой
негритянке, сидящей у нее на коленях. Известно, что герцогиня купила на
невольничьем рынке девочку-рабыню и взяла в свой дом. Неофициально она
удочерила Марию де ла Лус и по-своему любила этого ребенка, но
относилась к девочке как к экзотическому предмету домашнего обихода.
Каэтана не только открыто показывалась с художником судя по всему,
она позволила рисовать себя обнаженной – неслыханное дело в тогдашней
ханжеской Испании! «Маха одетая» и «Маха обнаженная» – сколько споров
было вокруг этих полотен, сколько раз гадали исследователи, кто же
изображен на них! Многим почему-то не верилось, что это Каэтана. Хотя
легенду эту, дошедшую до наших дней, нельзя отметать.
Зарубежные исследователи выдвигают и такую версию знаменитая
«Маха» – месть отвергнутого мастера, которому изменила непостоянная
женщина, за что ее черты были приданы какой-то (наверняка
невысокородной) девице...
Нет сомнений в том, что в сердце Гойи Каэтана Альба заронила самое
большое чувство, когда-либо испытанное им в жизни. Он любил ее со всей
страстностью своей натуры, о которой сам признавался в письме к другу
«Я порой так взволнован, что не могу сам себя переносить. С трудом я
немного успокоюсь, чтобы опять взяться за работу». Не исключено, что
гордая герцогиня отвечала ему взаимностью...
Ярым противником любовной версии в свое время выступал художник и
историк искусств Александр Бенуа. Он предполагал, что на двух полотнах
с махами изображена одна из многочисленных пассий премьер-министра
Годоя, развратника и сластолюбца. Именно из описанного имущества
павшего фаворита эти картины и попали в казенные собрания.
Но во времена А. Бенуа, очевидно, еще не было известно о
существовании главного свидетельства – портрета Каэтаны в национальном
испанском наряде с черной мантильей на голове. На кольцах, надетых на
ее правой руке, можно прочитать выгравированные имена Альба и Гойя.
Мало того палец очаровательной герцогини указывает на песок. После
реставрационных работ, проведенных уже в конце 60-х годов двадцатого
века, стала видна и надпись «Только Гойя». Это полотно художник не
выставлял, оно хранилось в доме Гойи до конца его жизни...
К сожалению, никакое счастье (пусть даже и призрачное!) не бывает
вечным... Вскоре Каэтана заболела и умерла (по одной из версий, от
подпольного аборта). Произошло это в 1801 году. Весь Мадрид провожал ее
в последний путь, а похороны были торжественными и пышными, как и
полагалось при погребении такой знатной дамы.
В ее завещании отразился взбалмошный нрав герцогини денежные
суммы, порой весьма крупные, были оставлены людям, которых она почти не
знала бедным студентам, выжившему из ума нищему монаху, подкидышу,
найденному в одном из ее замков, различным актерам и тореадорам.
Первому королевскому живописцу Франсиско де Гойя-и-Лусьентес донья
Каэтана Альба оставила лишь простенькое кольцо, а его сыну Хавьеру –
небольшую ренту...