У кечуа, индейцев Андского нагорья,
бытует легенда об Инкарри — Инке-царе. Согласно ей, испанцы казнили
некогда законного правителя инков. Отрубленную голову они захоронили то
ли в Куско, то ли в Лиме. Однако голова и после смерти продолжает жить.
У нее отрастает новое тело. Как только Инкарри возродится, он
поднимется и прогонит всех чужеземцев. Древнее царство инков восстанет
из пепла и руин. На земле воцарятся мир, справедливость и
благоденствие. Полагают, что эта легенда восходит к XVIII веку, когда
колониальные власти казнили Тупак Амару II, индейского вождя,
потрясшего основы испанской империи в Южной Америке. Хосе Габриэль Кондорканки Ногера родился в селении Суринама,
расположенном в 120 км к югу от Куско в семье потомственного кураки —
вождя. По материнской линии он происходил непосредственно от Хуаны
Пильковако, дочери последнего Сапа-инки Тупак Амару, правителя
«Новоинкского царства» в Вилькабамбе, казненного испанцами в 1571 году.
Хосе Габриэль носил два имени: одно родовое по отцовской линии —
Кондорканки (по названию гигантской птицы — кондора, обитающего в
Андах); другое, династическое, принятое им позднее — Тупак Амару (что в
переводе с языка кечуа означает «блистающая змея»). Он рано лишился отца с матерью и воспитывался у родственников.
Когда мальчику исполнилось десять лет, его отправили в учебное
заведение иезуитов для знатных индейцев в Куско. Наставники отмечали
необыкновенные способности и прилежание молодого метиса. Он легко
научился читать по-латыни, знал испанский, а на своем родном языке
изъяснялся слогом чрезвычайно изящным. В 21 год он женился на Микаэле
Бастидас Пуюкава. Эта красавица, смелая, ум-ная и решительная, станет
верной подругой Тупак Амару и разделит с ним его трагическую участь. В 1766 году Хосе Габриэль стал куракой селений Суринама,
Пампамарка и Тунгасука. Он претендовал также на титул маркиза Оропесы,
некогда пожалованный испанской короной потомкам правящей династии
инков, но не получил его. Кондорканки с детства слышал множество семейных преданий о своем
роде, правившем прежде этой удивительной и богатой страной. Ностальгию
по славному прошлому навевало и чтение «Королевских комментариев» Инки
Гарсиласо де ла Веги, где он находил идеализированный образ мудрых и
справедливых правителей Тауантинсуйо, пекущихся о благе своих
подданных. В родном селении он поставил народную драму «Апу-Ольянтаи»,
напоминавшую о существовании самостоятельного индейского государства.
Многие усматривали в ней протест против деспотизма и угнетения. Современники описывали Кондорканки как сурового и
величественного человека, лицо которого редко озаряла улыбка. Казалось,
он постоянно был погружен в тяжкие думы. Высокого роста, худощавый,
Хосе Габриэль имел более светлую, чем у индейцев, кожу, вероятно
потому, что в его жилах текло немало испанской крови.
Одевался Тупак Амару элегантно: камзол и короткие модные штаны из
черного бархата, белые шелковые чул-ки. На башмаках — золотые пряжки.
На голове — треуголка, украшенная с одной стороны пером, с другой —
маленьким соломенным крестиком. На плечах традиционное индейское ун-ку
— шерстяная туника, на которой золотом вышит герб его предков. Волосы у
него были длинные, до плеч, что отличало знатных индейцев. Друзья и
враги отмечали его любезность, вежливость и почтительность, хотя при
случае он мог смело остановить нахала. Тупак Амару пользовался всеобщим
уважением. Получив в наследство стадо мулов и лошадей, Кондорканки стал
заниматься извозом, за что испанцы презрительно прозвали его
«погонщиком». Он был человеком состоятельным, но никогда не гнушался
подобной работы. Тупак Амару исходил со своим караваном многие сотни
километров по трудным и опасным горным тропам, перевозя сахар и вино,
ткани и гончарные изделия. Всюду он видел нищету, бесправие, страдания
индейцев, произвол испанских колонизаторов. В поисках правосудия Тупак Амару дошел до Лимы — столицы
вице-королевства Перу, но, выслушав его, власти приказали Кондорканки
удалиться в родное селение и там ждать ответа. Тогда Тупак Амару
собрался было добиваться справедливости в самой Испании, но вспомнил
печальную судьбу своего дяди Бласа Тупак Амару. Тот, представ перед
Карлом III, поведал ему об ужасной судьбе индейцев Перу. Однако на
обратном пути таинственно и скоропостижно скончался. Поговаривали, что
его убили враги. Больной, разочарованный возвращался Тупак Амару в
Суринаму. Однако где бы он ни проезжал, его радостно встречали и
простые, и знатные индейцы, видевшие в нем не только своего заступника,
но и законного правителя — потомка древней династии инков. Правда, иные
из курак оспаривали высокое происхождение Тупак Амару. Вероятно, тогда
у него и возникло решение взяться за оружие. Восстание началось в субботу 4 ноября 1780 года. В этот день
Тупак Амару и его сторонники арестовали ничего не подозревавшего
коррехидора (исправника) Антонио де Арриагу и тайно доставили его в
Тунгасуку в дом индейского вождя. Хосе Габриэль действовал смело и
быстро. Он вынудил коррехидора подписать несколько указов. Один из них,
адресованный казначею города Тинта, требовал незамедлительно доставить
в Тунгасуку всю имевшуюся в наличии казну, 75 мушкетов, а также мулов.
Казначей, ничего не зная о происшедшем, выполнил все в точности. Кроме
того коррехидор повелевал жителям окрестных селений срочно прибыть в
Тунгасуку. Многие были удивлены такой поспешностью, решив, однако, что
речь идет о нападении пиратов, высадившихся где-то на побережье. Утром 10 ноября 1780 года на главной площади Тунгасуки был
установлен эшафот, вокруг которого двумя рядами выстроились люди,
вооруженные пращами, дубинками и мушкетами. Вышел глашатай и прочитал
на испанском и языке кечуа королевский указ, согласно которому Арриага
за свои многочисленные преступления, злоупотребления и насилия над
индейцами объявлялся врагом королевства и приговаривался к смертной
казни через повешение. В следующем указе, подписанном также, якобы,
испанским монархом, объявлялось об упразднении миты — одной из
каторжных повинностей индейцев. Че-рез несколько минут негр, бывший раб
Арриаги, привел приговор в исполнение. На следующий день отряды индейцев и метисов захватили город
Кикихану, взяли королевскую казну и склады. Затем Тупак Амару снес до
основания ненавистные обрахес — ткацкие мастерские, где индейцы
подвергались нещадной эксплуатации. В районах, охваченных восстанием,
от имени короля отменялись наиболее жесткие порядки и непомерные
налоги. Индейцы казнили королевских чиновников.
Среди властей Куско, как только были получены первые сведения о
событиях в Тунгасуке, началась паника. Боясь индейцев и зная, что среди
других слоев населения есть немало сторонников Тупак Амару, испанцы
срочно спрятали все оружие в церкви. Лихорадочно формировалось
ополчение. Утром 17 ноября испанцы выступили на юг в сторону города
Тинты. Однако уже вечером у небольшого городка Сангарара мятежники
нанесли испанцам сокрушительное поражение и молниеносным ударом
овладели городом. Из тюрем были выпущены узники, захвачены богатые
трофеи. Эта победа вдохновила повстанцев. Вскоре восемь провинций
перешли на сторону Тупак Амару. Казалось, судьба Куско, древней столицы
инков, была предрешена. Тупак Амару прилагал огромные усилия, чтобы
привлечь к себе и креолов — белых, появившихся на свет в Испанской
Америке. В своих воззваниях он говорил о «любви ко всем без различия
людям, родившимся на земле Америки». Однако слепая ненависть к
поработителям, копившаяся веками, вырвалась наружу. Индейцы, не зная
пощады, сбрасывали со скалы (старинная казнь преступников) любого
«чужака», будь то белый, метис или негр. Узнав об этом, креолы,
сторонники Тупак Амару в Куско, испугались и стали готовить город к
обороне. Сперва Тупак Амару действовал от имени Карла III. Он объявил,
будто бы испанский монарх даровал ему особые права наказывать «дурных»
чиновников, не исполнявших королевские указы и злоупотреблявших
властью, отменять ненавистные колониальные порядки. Он подчеркивал свою
лояльность к испанской короне. Но восстание ширилось, охватывало новые
территории. Индейские мятежники действовали от имени «Инки, короля и
сеньора Перу», открывали тюрьмы, убивали испанцев, уничтожали атрибуты
и символы испанских властей. Учитывая подобные настроения, Тупак Амару
провозгласил себя законным наследником инкского трона и принял пышный
титул «Дон Хосе I, милостью божьей Инка, король Перу, Санта-Фе, Кито,
Чили, Буэнос-Айреса и континента, южных морей...» Тем самым он
демонстрировал свое намерение отделиться от Испании. Теперь Тупак Амару выезжал на белом коне, украшенном богатой
сбруей. К седлу были приторочены два мушкета, пистолет и шпага. Он
носил камзол из голубого бархата, обшитый золотыми галунами. У него,
как у верховного инки, лоб обвивала золоченая повязка, а на груди сиял
золотой диск солнца. В это время в Лиме по приказу вице-короля Хуареги, тщательно и
быстро готовились к войне с Тупак Амару. Епископ Москосо призвал всех
священников собирать оружие и деньги на войну с повстанцами. Он предал
анафеме и отлучил от церкви всех, кто поддерживал мятежника. К
несчастью, против Тупак Амару активно выступил знатный индеец Матео
Пумакава, а также влиятельные соотечественники. Они помогали испанцам
людьми и средствами. Между тем вице-король Хуареги опубликовал указ, по которому
Тупак Амару лишался титула кураки. Он объявлялся «мятежником, который
обманным путем привлек на свою сторону людей». Вице-король обещал
прощение всем, кто немедленно покинет лагерь повстанцев. Он также
отменил наиболее ненавистные индейцам повинности, в частности репарто —
насильственное распределение ненужных товаров. В конце декабря Тупак Амару осадил Куско. Он обратился к властям
с предложением сдать город без боя, вероятно, не желая подвергать
разрушению древнюю столицу инков. Однако испанцы сумели организовать
оборону и штурм не удался. Неожиданно Тупак Амару снял осаду и
возвратился в Тинту, где было безопасно. Вскоре в Куско прибыло долгожданное подкрепление, и испанские
войска перешли в наступление. Тупак Амару потерял инициативу, и
повстанцы потерпели ряд сокрушительных поражений. Расправа с индейцами
была жестокой: 67 сторонников Тупак Амару были повешены, а их
отрубленные головы выставлены вдоль дорог, ведущих в Тинту. Тупак
Амару, его родственники и ближайшие соратники стали жертвами
предательства. Их выдали те, кто надеялся получить прощение за участие
в восстании. Тупак Амару подвергся чудовищным пыткам. Он ухитрялся передавать
на волю записки, начертанные кровью. Испанские власти, боясь, что он
умрет до вынесения приговора, прекратили допросы. Даже тюремщиков инка
поражал своим самообладанием и стойкостью. Он не смирился и не
раскаялся. Тупак Амару боролся до конца. «Если героические действия, предпринятые во имя облегчения
участи бедных жителей провинции, испанцев и индейцев... есть
преступление — я здесь, покарайте меня, но оставьте жизнь другим», —
писал Тупак Амару II Арече... И вот прозвучал приговор, нечеловечески жестокий: преступника
Хосе Габриэля Тупак Амару волочить по земле до места казни, в его
присутствии привести в исполнение приговор над женой Микаэлой, двумя
сыновьями — Иполито и Фернандо, шурином — Антонио Бастидасом и другими
«главными капитанами и помощниками в его порочных проектах и планах».
В пятницу 18 мая 1781 года на главной площади Куско, там, где
двести лет назад был казнен его предок, состоялась и казнь Тупак Амару.
Осужденных доставили сюда в кожаных мешках. Перед смертью Микаэла
Бастилас пела ярави, кечуанскую песнь о любви. Так она прощалась со
своим мужем. Палач пытался отрезать ей язык. Она сопротивлялась с таким
мужеством, что он смог это сделать, только удушив ее. Наконец, наступила очередь Тупак Амару. Его вывели в центр
площади и вырвали язык. Затем руки и ноги Инки веревками привязали к
седлам лошадей, которых погнали в разные стороны. Один из очевидцев
писал, что лошади долго не могли разодрать мятежника, будто сделанного
из железа. Даже Арече, руководивший казнью, не выдержал и приказал
прекратить мучения индейца, отрубив ему голову. Внезапно поднялся
сильный ветер и хлынул проливной дождь, хотя до страшной расправы на
небе не было ни облачка. Казалось, это силы природы восстали против
смерти Инки. Погиб великий борец за свободу индейцев Тупак Амару, однако
зажженное им пламя восстания полыхало еще два года. То там, то здесь
испанские войска терпели поражения от многочисленных отрядов, которыми
руководили родственники и соратники Тупак Амару. В Верхнем Перу
(современная Боливия) индеец аимара Хулиан Апаса (он принял имя Тупак
Катари, которое объединяло два име-ни — Тупак Амару и Томас Катари)
109 дней осаждал Ла Пас. С неимоверным трудом испанцам удалось
подавить и их сопротивление. В мае 1781 года в Новой Гранаде (ныне
Колумбия) жители селения Силос, не зная о казни Инки, присягнули на
верность новому королю — Тупак Амару. И тогда напуганные испанские власти решили покончить с индейской
традицией. В первую очередь, был нанесен удар по туземной аристократии,
уничтожен наследственный институт курак со всеми их привилегиями.
Национальная одежда была запрещена. Знаки достоинства, которые носили
правители инков, изымались. Собирались и уничтожались портреты древних
правителей и даже местные музыкальные инструменты. Индейцев заставляли
соблюдать испанские обычаи и говорить только на испанском языке. Не
позволялось печатать и распространять «Королевские комментарии»
Герсиласо де ла Веги и ставить драму «Апу-Ольянтаи». Ничто не должно
было напоминать прошлое.