Активность преступника этими нападениями отнюдь не истощилась . Почти через месяц - в конце сентября последовало изнасилование молоденькой Иды Рейтер .Убийца продемонстрировал заметное изменение своей манеры действий : он отказался от использования ножа и забил свою жертву поднятым с земли булыжником . Крометого , он изнасиловал девушку , чего в августе даже и не пытался делать . На этом основании было сделано предположение , что на самом деле убийство Идысовершено кем - то другим , но никак не "дюссельдорфским душегубом" . В конце - концов , несмотря на существенные отличия манеры действий преступника отпредыдущих случаев , полиция сочла , что все же именно он повинен в гибели Иды Рейтер . Забегая немного вперед следует заметить , что этот выводдюссельдорфских сыщиков оказался верен .
После трехнедельной паузы , убийца напомнил о себе расправой 12 октября 1929 г. над Элизабет Дорриер . В ход опять пошел камень , видимо , заранее заготовленный преступником и принесенный им с собою . Неудачные нападения с ножом , в результате которых жертвы остались живы , судя по всему , вызвали глубокое недоверие "душегуба" к этому оружию . Он перешел на более тяжелые и действенные орудия убийства .
Дюссельдорфская полиция получила ориентировки на обыски всех подозрительных с целью обнаружения носимых камней .
Преступник , видимо , узнал об этом и в очередной раз продемонстрировал редкую способность отказываться от шаблонов в собственном поведении .
Для следующих нападений он использовал уже не камень , а ... молоток . Тоже серьезное оружие при внезапном нападении сзади ; имеющее в сравнении с камнем то неоспоримое достоинство , что его обнаружение в кармане в случае полицейского обыска может быть легко объяснено необходимостью инструмента в домашней работе .
Вечером 25 октября 1929 г. "дюссельдорфский душегуб" с молотком в руках совершил два нападения : их жертвами стали молодые женщины Мюрер и Вандерс . Преступник отказался от использования ножа и уже не душил свои жертвы , но крайняя жесткость убийств , манера преследовать потерпевших и нападать сзади , утверждали криминалистов во мнении , что перед ними - все тот же маньяк . Забитые насмерть молотком женщины , к сожалению , были неспособны свидетельствовать против напавшего на них - преступник явно сделал выводы из неудачных для него августовских нападений и теперь тщательно следил за тем , чтобы выживших не оставалось .
Пресса Дюссельдорфа была полна самых мрачных прогнозов . Не составляло секрета , что криминальная полиция , несмотря на всю свою лихорадочную активность не имеет ни одной заслуживающей внимания версии разворачивавшейся на глазах города трагедии . В те дни октября , наверное , не было в Дюссельдорфе ни одного человека , который не задумывался над тем , что же еще должен совершить убийца , скольких погубить людей , чтобы быть в конце - концов остановленным ? Думал об этом и сам преступник .
Он издевался над обществом , которое с такой легкостью заставил трепетать , он играл в кошки - мышки с полицией и собственная удачливость заставляла его ликовать . Он не заботился об изменении внешности , не особенно прятался и не уезжал надолго из Дюссельдорфа - он все время был на виду , и тем не менее оставался не узнан . Как актер , обдумывающий тонкости своей игры в театре , он постоянно изобретал все более ужасные убийства , рассчитывая еще более поразить воображение сограждан . Его , без всякого преувеличения , можно считать одержимым "манией убивать" .
Очередным злодеянием "Душегуба" стала расправа над пятилетней Гертрудой Алберманн . Он похитил девочку прямо от ее дома днем 7 ноября 1929 г. Через день дюссельдорфская газета "Свобода" получила по почте поздравительную открытку с приложенной картой города , на которой было указано место , в котором будет оставлено тело девочки . Хотя происшедшее сильно смахивало на злобную мистификацию , полицейские отправились по указанному адресу и под полуобвалившейся оградой заброшенного механического завода обнаружили крохотное тело девочки , старательно заваленное грудой кирпичей . Аутопсия засвидетельствовала нанесение погибшей 35 ножевых ран и наличие явных признаков удушения .
Преступник опять - в который уже раз ! - изменил сложившуюся тактику поведения . Он опять убил маленькую девочку , вернулся к использованию ножа и мастурбации над телом . Но добавил и новые штрихи , "украсил" , так сказать , собственную игру : похитил свою жертву , послал письмо в газету , впервые открыто постарался привлечь к себе внимание . Он , безусловно , наслаждался , подобно актеру , который своими монологами приковывает внимание зрительного зала , заставляя его трепетать и задерживать дыхание по собственному желанию .
Газеты публиковали фотографии погибшей ( Гертруда Алберманн ) , журналисты брали интервью у ее родителей , преследовали своими неудобными вопросами всех должностных лиц города , ответственных за порядок на его улицах . Все ждали продолжения серии преступлений , все ожидали новых кровавых драм .
Но преступник исчез . "Дюссельдорфский душитель" в очередной раз продемонстрировал полную непредсказуемость своих действий .
Вплоть до февраля 1930 г. полиция не регистрировала никаких особых преступлений , выходящих за рамки обычной криминальной статистики . Означало ли это , что "Душегуб" покинул город ? Попал ли он в тюрьму за какое - то незначительное правонарушение ? А может быть , он умер или покончил с собою , не вынеся того стресса , в котором , очевидно , пребывал все эти месяцы ?
Начавшиеся в феврале нападения с молотком дали ответ на все эти вопросы .
"Дюссельдорфский Душитель" не покончил с собою и не уехал ; он продолжил свои страшные развлечения , нападая по вечерам на совершенно незнакомых людей . Его жертвами становились и мужчины , и женщины , и молодые , и пожилые - казалось , негодяю было совершенно безразлично на кого нападать . В период с февраля по март 1930 г. последовало большое количество нападений с молотком в вечернее время , но к счастью , погибших не было . Все потерпевшие , несмотря на тяжелые травмы головы , остались живы , некоторые смогли дать удовлетворительные описания нападавшего ; собственно , именно эти описания и позволили полиции утверждать , что во всех ( или почти во всех ) нападениях участвовало одно и то же лицо , полностью соответствующее тем признакам , о которых еще в августе 1929 г. сообщили полиции Луиза Лензен и Гертруда Шульт .
Полиция вела большой розыск . Проверялись все уголовники , вышедшие из тюрем перед 1929 г. ; потерпевшие и свидетели просмотрели тысячи фотографий людей , когда - либо попадавших в тюрьмы или на криминалистический учет . Полицейские пошли на бесперцендентное сотрудничество с психиатрами , они получили доступ к архивам как лечебных учреждений данного профиля , так и самих врачей . Конечно , и ранее существовали определенные правила , регламентирующие взаимодействие полиции и лечебных учреждений психиатрического профиля , но они очень строго подходили к вопросу защиты врачебной тайны . Теперь же медики пошли на негласное нарушение этих норм , поскольку их формальное соблюдение грозило затягиванием следственных мероприятий .
Во вторник 20 мая 1930 г. старший инспектор криминальной полиции Геннат принял почтовую служащую Брагманн по ее просьбе . Женщина хотела сделать заявление полиции . Ее рассказ сводился к следующему : работая на почте сортировщицей исходящей корреспонденции , она обратила внимание на неправильно заполненный почтовый конверт : на нем явно недоставало марок оплаты пересылки . Такие конверты надлежало возвращать отправителю , но его адреса указано не было . Поскольку посылать его не имело смысла , а возвращать - некуда , фрау Брагманн конверт выбросила в мусорную корзину , а в конце дня решила прочесть . То , что было написано в прочитанном письме показалось ей настолько важным , что она явилась в криминальную полицию , чтобы проинформировать органы защиты правопорядка . После такого весьма интригующего вступления Брагманн вручила старшему инспектору тот самый конверт .
В конверте находилось письмо некоей Марии Бадлик своей подруге по фамилии Брюкнер . Содержание его и в самом деле оказалось весьма неординарным и скорее походило на сценарий приключенческого фильма , нежели настоящую историю из жизни тихой провинциалки . Мария Бадлик приехала в Дюссельдорф в поисках работы 14 мая 1930 г. Прямо на вокзале с ней заговорил весьма предупредительный мужчина средних лет , который предложил свою помощь для переноски багажа . Они разговорились . Узнав , что у Бадлик нет денег на гостиницу и она хочет искать какое - либо рабочее общежитие , незнакомец вызвался проводить ее : он сказал , что знает такое общежитие неподалеку . Выйдя с вокзала , они двинулись по хорошо освещенным улицам города непринужденно разговаривая . Но когда они повернули к какому - то темному парку , Бадлик остановилась и заявила , что дальше не пойдет ; ей была хорошо известна истории о "Дюссельдорфском Душителе" и не хотела рисковать ! Заспорили , мужчина начал раздражаться и повысил голос . Тут появился другой мужчина и спросил , что происходит ? Мария Бадлик воспряла духом , поскольку у нее явно появился защитник . В конце - концов , после некоторого препирательства , первый мужчина махнул рукой и ушел . Мария Бадлик осталась один на один с новым незнакомцем . Теперь уже он вызвался проводить девушку в безопасное место . Они не пошли в темный парк , а двинулись по освещенным улицам и пришли в конце - концов в гостиницу на Меттманер - штрассе . Увидев , что кровать в номере всего одна , девушка заявила мужчине , что не хотела бы заниматься с ним сексом . Тот невозмутимо пожал плечами : раз так , я могу отвести Вас в другое место . Они вышли из гостиницы и двинулись по улице дальше и , свернув после трамвайной остановки , вошли в темный парк . Там мужчина схватил Марию Бадлик за горло и спросил , надо ли ему ее убивать , или она согласится отдаться ему и без этого ? Бадлик согласилась и незнакомец ее изнасиловал . Он не стал убивать девушку , а оставил ее в парке одну .
Старший инспектор Геннат хорошо знал и гостиницу на Меттманер - штрассе , и трамвайную остановку на Веррингерплатц , и парк Графенберг - все те городские объекты , что упоминала в своем письме Мария Бадлик . У старшего инспектора было много другой работы и ничто не заставляло его заниматься инциндентом , о котором не было даже официально заявлено , но чутье профессионального сыщика подсказало ему , что не следует отбрасывать это сообщение . Сигнал требовал проверки ; следовало посмотреть , что это за тихий , вкрадчивый мужчина средних лет , с которым не страшно девушке пойти в ночной парк , что это за ловкий психолог , умеющий так хитроумно обманывать недоверчивых провинциалок ?
Геннат дал команду своим подчиненным искать в фабричных общежитиях девушку Марию Бадлик , появившуюся в Дюссельдорфе после 14 мая 1930 г. И утром 21 мая она уже стояла перед старшим инспектором в его кабинете . Мария полностью подтвердила все , изложенное в письме фрау Брюкнер и сообщила , что помнит номер комнаты , в которой жил ее насильник . Не мешкая старший инспектор вместе с двумя своими сотрудниками отправился на Меттманер - штрассе .
Заглавная страница сайта
Владелец гостиницы сообщил , что семьдесят первый номер занимает вот уже на протяжении нескольких месяцев некий Питер Кюртен . Имя и фамилия эти ничего старшему инспектору не сказали и он распорядился открыть номер . Едва хозяин открыл своим ключом комнату , появился сам Кюртен , произошло это совершенно случайно . Он ничем не выразил своего изумления , увидев троих полицейских и хорошо знакомую ему женщину . Самообладание являлось , вне всякого сомнения , сильной стороной характера этого человека . Старший инспектор задал хозяину комнаты несколько вопросов , как говрят , в лоб : узнаете ли девушку ? Вам известно в чем она обвиняет Вас ? признаете ли справедливость обвинений ? Как это не покажется странным , Питер Кюртен совершенно спокойно кивал в ответ на вопросы полицейского . Геннат предложил Кюртену пройти с ним в полицейское управление ; тому не оставалось ничего другого , как подчиниться .
Беседа в кабинете старшего инспектора получилась довольно любопытной . Кюртен признал , что воспользовался беспомощным положением девушки и совершил деяние , дающее основание обвинить его в изнасиловании . Проверка снятых отпечатков пальцев по дактилоскопическому учету показала , что их обладатель нисколько не обманывал старшего инспектора - семьдесят первый номер действительно занимал Питер Кюртен , законченный рецидивист , получивший за свои сорок семь лет жизни 27 судебных приговоров и проведший в тюрьме более 24 лет . Тот факт , что посягательство на изнасилование совершил уже неоднократно судимый , позволял предпологать , что судебный приговор в отношении него может оказаться весьма суровым : до 15 лет тюремного заключения . После довольно долгого разговора с Кюртеном старший инспектор решил его под стражу пока не брать ; строго говоря , в тот момент Кюртен не был даже обвиняемым , поскольку Мария Бадлик еще не подала официального заявления о совершенном против нее преступлении . Потому Геннат потребовал от Кюртена , чтобы тот оставался пока в городе и отпустил его на все четыре стороны .
Может показаться фантастическим , но даже в этот день дюссельдорфские сыщики так и не поняли , что у них в руках был тот самый неуловимый "Душитель" ! Геннат не показал Кюртена никому из тех , кто непосредственно искал "самого кровавого преступника Германии" , не сообщил вышестоящему начальству о начатом расследовании . Эпизод , связанный с Марией Бадлик , так и оставался для него в числе прочих рядовых расследований , пока утром 24 мая 1930 г. в городское управление криминальной полиции Дюссельдорфа не пришла супруга Питера Кюртена и не заявила , что готова назвать имя , фамилию и место нахождения преступника , известного , как "Дюссельдорфский Душитель" .
Слова фрау Кюртен вызвали переполох , похожий на панику . В течение часа шли напряженные переговоры о величине и порядке выплаты денежного вознаграждения фрау Кюртен . Наконец , стороны пришли к соглашению и женщина сообщила , что "Дюссельдорфским Душителем" является ее муж Питер Кюртен ; его можно будет найти в церкви Святого Рохуса , на ступенях которой она условилах с ним встретиться в 15.00 .
К трем часам дня квартал вокруг храма был оцеплен полицией ; сотрудники в штатском заняли места на тротуарах , в магазинах поблизости и подъездах соседних домов . Когда из храма в 15.00 вышел мужчина , соответствующий полученному полицейскими описанию , к нему бросились сразу четыре сотрудника полиции с пистолетами в руках . Мужчина протянул руки для наручников и улыбнулся : "Нет никакой нужды меня бояться !" Помимо самообладания и находчивости этот человек еще имел и своеобразное чувство юмора .
Питер Кюртен , будучи доставлен в управление криминальной полиции , не отказался от предложенного сотрудничества со следствием и охотно взялся рассказывать о самом себе и своих "подвигах" . Некоторые фрагменты этого повествования - исповеди были записаны им собственноручно , некоторые - продиктованы полицейским стенографистам . В течение нескольких дней на задержанного , как на местную достопримечательность , ходили смотреть сотрудники городской полиции и прокуратуры ; Кюртена это только забавляло . Сомнения относительно того , действительно ли задержанный является тем самым неуловимым "дюссельдорфским Душителем" или же это очередная мистификация шизофреника , рассеялись очень быстро . Уже через несколько часов после ареста Кюртен сообщил самые точные детали некоторых из своих преступлений .
Родился он 26 мая 1883 г. в городке Мюлльхейм , в том самом , где в канун своего дня рождения через 26 лет совершил одно из самых кровавых своих безмотивных убийств . Отец Питера был законченным алкоголиком , в его роду были отмечены случаи идиотизма . Семья из 13 человек ютилась в одной комнате . В конце - концов , Кюртен - отец изнасиловал собственную дочь , сестру Питера , и угодил на три года в тюрьму . Совершенный инцест послужил причиной развода родителей ; позднее - в 1911 г. - мать Питера вышла замуж вторично . В десять лет мальчик подружился с работником муниципальной службы , жившем в том же доме , что и семья Кюртенов . Этот человек работал на живодерне и общение с ним оставило в памяти Питера неизгладимый след . На допросах в полиции "дюссельдорфский Душитель" искренне поведал , что этот "очень веселый мужчина" свел его на живодерню , показал , как убивают собак , научил онанизму , разрешал сколь угодно мучить животных . Что и говорить , хорошая школа жизни для десятилетнего подростка ! Примерно в том же возрасте , Питер совершил свое первое убийство человека : во время плавания на плотах его товарищ упал в воду , а Кюртен все время умышленно маневрировал плотом так , чтобы не позволить ему выплыть . Половая жизнь энергичного подростка началась рано и случилось это опять - таки на живодерне . Мальчишеская сексуальность оказалась направлена на ... овцу . Кюртен признавался на допросе в полиции , что скотоложество дало ему возможность много экспериментировать в области техники секса . "Удовольствие возрастает , если овцу бить или драть за уши", - так сформулировал Кюртен полученный на живодерне опыт совокупления с животным . В 1899 г. Питер убежал из дома и стал жить с проституткой - мазохисткой , которой было далеко за тридцать . Сожительство с этой женщиной спобствовало окончательному оформлению всего того комплекса тяжелых перверсий об особенностях которого будет сказано ниже . В том же 1899 г. Кюртен впервые попал в тюрьму для взрослых . Что с ним там произошло представить совсем нетрудно . Но негодование Кюртена вызвали не сами гомосексуальные преследования , а то , что они были направлены на него , как на пассивную сторону . Несколько раз изнасилованный сокамерниками , Кюртен не переставал отчаянно сопротивляться и конфликты вокруг него портили всю обстановку в тюрьме . В конце - концов , чтобы как - то разрядить ситуацию , тюремная администрация пошла на то , чтобы предоставить ему одиночное заключение . Когда полицейские попросили Кюртена подвести некий итог своему гомосексуальному опыту , тот ответил : "Плохо , когда это обращается против молодых людей !" После выхода из тюрьмы в 1900 г. Питер Кюртен совершил свое первое "настоящее" убийство ( утопление товарища он не считал "настоящим" ) : в дюссельдорфском парке Графенберг он убил и ограбил молодую женщину , а тело закопал . В 1930 г. полиция проводила раскопки в целях проверки этого сообщения , но тело так и не было найдено . В период 1901 - 1913 гг. последовала череда бандитских нападений и заключений в тюрьмы . Но убийство дочери хозяина гостиницы в Мюлльхейме в мае 1913 г. перевернуло мировосприятие Кюртена . Он испытал очень сильный оргазм и с той поры именно неутоленное сексуальное желание сделалось главным побудительным мотивом всех его нападений . Впрочем , не по своей воле Кюртен оказался вынужден до поры смирить порывы похоти . В том же 1913 г. он опять попал в тюрьму , где отбыл довольно продолжительный срок , затем освободился , после чего снова угодил на нары . Череда задержаний , арестов и тюремных заключений тянулась вплоть до 1921 г. Кстати , как неисправимый рецидивист , Кюртен нет был призван в германскую армию во время Первой Мировой войны . Освободившись в 1921 г. , Кюртен решил покончить с уголовным прошлым , женился и переехал на жительство в родной город жены Альтенбург . В этот момент его биография сделала весьма замысловатый зигзаг : бывший уголовник - рецидивист получил неплохую работу на заводе , где в силу некоторых ярко выраженных черт характера ( прагматизм , стремление к лидерству , ораторские способности ) быстро добился авторитета и возглавил местную профсоюзную организацию . Что и говоирть , метаморфоза очень интересная и , в принципе , редкая . Но таков уж был Питер Кюртен - неординарный преступник с неординарной биографией ! В конце - концов , классовые битвы прескучили ему ; в 1925 г. он оставил профсоюзную работу и приехал в Дюссельдорф , где вернулся к своим уголовным промыслам .