JW Пятница, 29.11.2024, 09:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Персонали [211]
Детективные истории [134]
История России [19]
Разное [7]
Документальное кино [39]

Главная » 2008 » Февраль » 3 » Дело Маргариты Жюжан (часть № 2)


Дело Маргариты Жюжан (часть № 2)
02:18
Т . о . из двух версий оставалась только одна , хоть как - то объясняющая гибель молодого человека - убийство из ревности . Трудно сказать , что почувствовала Маргарита Жюжан , когда услышала в чем ее обвиняют те самые люди , с которыми она всего неделей прежде делила их горе...Наверное , она сначала была поражена серьезностью обвинения , затем возмущена ; но возмущение мало чем могло ей помочь и 30 апреля она была доставлена в женское отделение С . - Петербургского тюремного замка , как обвиняемая в умышленном убийстве Николая Познанского .

Маргарита Жюжан была на 25 лет старше своего воспитанника . В доме Познанских она появилась в августе 1873 г. ; сначала она жила в семье , но при первой же возможности постаралась снять квартиру и не обременять посторонних людей своим присутствием . С разрешения своих работодателей ( работа у Познанских была основным источником ее доходов ) она стала давать частные уроки и в течение нескольких лет набрала довольно приличную клиентуру , в т . ч . и среди знакомых Познанских .

     Жюжан помимо классических для русского дворянства уроков разговорного французского языка , занималась с детьми и историей , и литературой . Она довольно хорошо знала былинный и богатырский эпос русского народа , что , видимо , было необычно для того времени и выделяло ее из сомна прочих репетиторов - иностранцев . Во всяком случае , как педагог Маргарита Жюжан ценилась высоко .

      Когда на допросах Маргарите Жюжан объяснили какого рода заключения лежат в основе выдвинутого против нее обвинения , она возмутилась . Прежде всего , глубокое негодование обвиняемой вызвала позиция матери Николая Познанского ; своим женским чутьем Жюжан сразу определила , кто ее главный неприятель . Быть может , к такому заключению существовали свои особые предпосылки , оставшиеся вне полицейских протоколов ; как бы там ни было , обвиняемая не ошиблась в своих выводах .

     Оказавшись в заключении , Жюжан попросила ручку и бумагу , дабы написать заявление . И она написала его , но отнюдь не во французское посольство ( на что имела полное право , как французская подданная ), а прокурору столичного окружного суда . В своем заявлении Маргарита Жюжан обвинила в убийстве Николая Познанского ... его мать . Безусловно раздраженное по своему тону , но вполне здравое по содержанию , это заявление указало на очевидные противоречия между словами и делами матери погибшего . В самом деле , зачем понадобилось ей забирать из комнаты Николая склянку с микстурой 18 апреля , если в ту минуту еще никто и предположить не мог отравления ? Если она это делала и впрямь для пущей сохранности содержимого , как заявила впоследствии , то тогда зачем она возвратила эту склянку через два дня в комнату , в которой уже две ночи спала Жюжан ( и после этого проспала еще одну ночь) ? Если и в самом деле существовало намерение оставить в комнате умершего все в полной сохранности , то почему комнату не только не закрыли , но - даже напротив ! - на три дня поселили в ней гувернантку ? И если в конце апреля поведение Жюжан показалось настолько подозрительным всем членам семьи , что ее заточили в крепость , то почему десять дней перед тем ее никто ни в чем не подозревал ? В своем заявлении Маргарита Жюжан прямо заявила о том , что ее умышленно завлекли в хорошо расставленные сети и запутали в преступлении , которого она не совершала . Гувернантка написала о том , что Николай Познанский находился последние дни своей жизни в глубоко подавленном состоянии и его домашние лгали , когда заявляли , что он был бодр и весел . Его сильно мучили распухшие лимфатические узлы , но когда она - Маргарита Жюжан - предлагала вызвать другого доктора , от нее все отмахивались . В последний вечер Николай был столь мрачен , что Жюжан стала настаивать на том , чтобы позвать в дом некоего Обруцкого , хорошего друга Николая , известного остряка и балагура , который всегда умудрялся расшевелить товарища . Маргарите и это запретили делать . Маргарита Жюжан указала в своем заявлении на то , что Николай Познанский вел дневник , или - во всяком случае - записи подобные дневнику ; она просила розыскать , если возможно , эти бумаги и приобщить их к делу . Гувернантка требовала нового допроса всех свидетелей , очных ставок с ними и в конце заявления повторяла свои обвинения в адрес матери Николая Познанского .

Заглавная страница сайта

 

     Обвинения гувернантки были эмоциональны и голословны ; никто всерьез не поверил ее обвинениям в адрес матри Николая и , по - видимому , никто не захотел глубоко вникнуть в сущность поднимаемых ею вопросов . А между тем , это заявление Маргариты очень ценно именно потому , что обращало внимание на ту внутреннюю логику событий , без которой невозможно выстроить картину преступления . А именно этой внутренней логики так недостовало официальной версии следствия .

     Графологическая экспертиза анонимного письма дала заключение двойственное , что , в общем - то , и неудивительно для тогдашнего уровня развития криминалистической техники и методик такого рода исследований . Экспертиза была разбита на две части : исследование почерка и исследование стиля текста . В первой части устанавливалось "совпадение общих приемов , замеченных в анонимном письме , с теми , что наблюдаются в текстах , представленных для сличения ." В качестве последних использовались личные письма Маргариты Жюжан . Эксперты отметили совпадение написания трех букв , кроме того , отдельно было указано на то , что "в анонимном письме встречаются буквы такой формы , какую дают им только одни французы ." Довольно любопытно было исследование стиля текста анонимки . Эксперты удостоверили , что "слог анонимного письма неправилен , встречаются совершенно французские выражения , причем неправильные обороты речи и грамматические ошибки сделаны как бы умышленно . Вместе с тем , вместе с чисто французскими фразами попадаются и такие , которые никогда не употребляются французами" . В целом эксперты - преподаватели чистописания и французского языка , пришли к заключению , что хотя анонимное письмо написано на двух языках ( основная часть на французском с русскими оборотами , заключение - полностью на русском ) , автором его является один человек и признавали таковым Маргариту Жюжан .

      Такое заключение , безусловно , укрепляло взгляд следствия на М . Жюжан как на убийцу Николая .

     Однако , от факта существования дневника Николая отмахнуться было невозможно . Тем более , что родителям умершего во время досмотра вещей Николая 23 апреля было предложено выдать следствию письма , дневники и записи личного характера , если таковые существовали . И такие бумаги были переданы следователю ; в частности к делу была приобщена довольно обширная переписка Николая Познанского с некоей девицей П . , за которой он некоторое время ухаживал . Фамилия этой девушки в целях недопущения компрометации ни называлась и в следственных документах , и даже в стенограмме суда она именовалась "девица П ." . Можно предположить , что это была девушка из весьма знатного семейства , раз в отношении нее была проявлена такая подчеркнутая деликатность . Так вот , письма этой особы в деле оказались , а дневник сына родители Николая почему - то выдать не не пожелали .

     Следователь встретился с полковником Познанским и настоятельно попросил последнего представить дневник сына или то , что называют "дневником Николая" . Полковник на следующий день выполнил просьбу , но сделал это с крайним неудовольствием . После того , как представленные им записки были прочтены следователями , им стали понятны причины такого неудовольствия .

     Записки Николая Позннского носили характер случайный и делались нерегулярно . Документ этот настолько любопытен , что имеет смысл привести из него некоторые выдержки : "Смешно разочаровываться в мои годы ! Чем больше живешь , тем больше узнаешь , тем больше видишь , что многие мысли неосуществимы , что нет никогда и ни в чем порядка . Должен ли я упрекнуть себя в чем - нибудь ? Много бы я ответил на этот вопрос , если бы не боялся , что тетрадь попадет в руки отца или кому - нибудь другому и он узнает преждевременно тайны моей жизни с 14 лет . Много перемен , много разочарований , многие дурные качества появились во мне . Кровь моя с этого времени приведена в движение , движение крови привело меня ко многим таким поступкам , что , при воспоминании их , холодный пот выступает на лбу ." В другом месте Николай написал : "Сила воли выработалась из упрямства и спасла меня , когда я стоял на краю погибели . Я стал атеистом , наполовину либерал . Дорого бы я дал за обращение меня в христианство . Но это уже поздно и невозможно . Много таких взглядов получил я , что и врагу своему не желаю додуматься до этого ; таков , например , взгляд на отношения к родителям и женщинам . Понятно , что основываясь на этом и на предыдущем , я не могу быть доволен и настоящим ." Любопытен пассаж , посвященный собственному будущему , каковым оно виделось Николаю : "Светло ли мне будущее ? Недовольный существующим порядком вещей , недовольный типами человечества , я навряд ли найду человека , подходящего под мой взгляд , и мне придется проводить жизнь одному , а тяжела жизнь в одиночестве , тяжела , когда тебя не понимают , не ценят ."

     Почти половина последней страницы записок Николая Познанского была тщательно вымарана ; кто - то очень дотошно закрасил написанные чернилом строки тушью . Разумеется , эти последние строки вызвали большой интерес следователей . Используя различную растворимость чернил и туши , удалось прочесть замаранную надпись . В этой записи Николай Познанский зафиксировал получение 18 марта 1878 г. письма от "девицы П ." , в котором последняя просила его прекратить бессмысленные и навязчивые ухаживания . Николай обращался к своему сопернику в борьбе за симпатии юной особы - некоему Ф . И . Ч . - со словами негодования заканчивал записи следующей фразой : "Кому - нибудь из двух - мне или Ф . И . Ч . - придется переселиться в лучший мир ."

      Следователи пришли к выводу , что эту запись вымарал не Николай Познанский , а кто - то из родителей . Прямых указаний на то не было никаких , просто интуитивное ощущение , но когда у полковника Познанского прямо спросили об этом , он простодушно признался в том , что сделал это , чтобы не портить впечатление об образе сына .

     Вся эта история с записями покойного весьма красноречиво характеризовала мышление Познанских . Они прямо обвиняли Маргариту Жюжан в тягчайшем преступлении и требовали справедливости , но при этом сами не погнушались вводить в заблуждение следствие . Предоставив прокуратуре письма "девицы П ." и при этом скрыв факт существования записок Николая , они , по сути , пытались воздействовать на ход следствия сообразуясь со своими собственными представлениями о происшедшем . Безусловно , такое поведение ( в особенности замарывание тушью важного фрагмента текста ) было абсолютно противозаконно и его без преувеличения можно назвать мошенническим .

      Летом 1878 г. следствием было принято решение передопросить всех свидетелй по "делу Маргариты Жюжан" в целях уточнения их показаний . В какой - то момент , очевидно , возникли сомнения в правдоподобии версии отравления из ревности . Надо было придать ей либо второе дыхание , обогатив более точными и подробными свидетельствами , либо отвергнуть , поскольку в том виде , который она имела после приобщения к делу записок Познанского , выходить с ней в суд было никак нельзя .

      Передопрос свидетелей дал результаты довольно противоречивые . Так , младший брат погибшего - Алексей Познанский - сказал , что не замечал следов особой близости брата и гувернантки . Он даже был склонен думать , что Николай с некоторых пор стал тяготиться обществом Маргариты Жюжан . Брат никогда ему об этом не говорил прямо , просто к такой мысли Алексея привели личные наблюдения . Кроме того , младший брат прямо сказал , что уверен в полной осведомленности гувернантки о всех делах Николая . Жюжан читала письма молодого человека , принимала корреспонденцию "девицы П ." и , безусловно , была осведомлена о содержании письма от 18 марта . Последнее свидетельство следовало рассматривать как исключительно важное , поскольку оно устраняло повод для ревности Жюжан .

     Полковник Познанский , напротив , дал более убедительные и конкретные показания против Жюжан . Он рассказал о том , как однажды застал гувернантку , удовлетворяющую сына … рукой . Сейчас бы такую форму близости назвали petting' ом . Полковник жандармерии живописал свою тревогу за сына : отец с того момента начал очень бояться , что у сына разовьется наклонность к онанизму . Товарищ прокурора Шидловский задал вопрос , обсуждал ли отец этот эпизод с Николаем ? Оказалось , что нет , просто отец оставил в комнате сына на видном месте перевод немецкой медицинской книги , в котором описывались тяжкие последствия такого порока .
Категория: Детективные истории | Просмотров: 1122 | Добавил: jw | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Февраль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829

Поиск

Друзья сайта

Статистика

счетчик посетителей сайта
blacksingles.com DateHookUp
Copyright MyCorp © 2024Используются технологии uCoz