Уголовное дело и судебный процесс по обвинению французской подданой М . Жюжанв отравлении в ночь с 17 на 18 апреля 1878 г. 18 - летнего Н . Познанского.
Т . н . "дело Маргариты Жюжан" началось 18 апреля 1878 г. В этот день , около девяти часов утра , был установлен факт смерти 18 - летнего Николая Познанского . Последние дни он болел - лежал с краснухой дома - и уход за ним осуществляла гувернантка Маргарита Жюжан , французская подданная .
Смерть молодого человека поразила его близких . Болезнь Николая протекала без осложнений и он уверенно находился на пути к выздоровлению. В дни своей болезни он принимал друзей по Университету , много общался с родными - младшими братом Алексеем и 12 - летней сестрой Надеждой , шутил , играл на гитаре и вообще казался достаточно бодрым . Никто из бывших рядом с ним в последние дни не мог даже и предположить подобного трагического исхода .
Врач семьи Познанских - Николаев - заявил , что не считает возможным разрешить похороны Николая без должного патологоанатомического исследования . В те времена именно врач , наблюдавший больного , решал вопрос о естественности наступившей смерти ; если что - то его настораживало врач не давал разрешения на похороны . Без подобного разрешения осуществить захоронение было невозможно .
Анатомирование было осуществлено 20 апреля в морге Военно - Медицинской академии. Его результат хотя и указал однозначно на непосредственную причину смерти Николая Познанского , но ничего не объяснил , скорее напротив , поставил массу новых вопросов . Химическое исследование содержимого желудка обнаружило в нем большое количество морфия ; умерший должен был принять не менее 0,2 грамма чистого морфия ( т. е. 3 аптечных грана ) , что являлось безусловно смертельной дозой для взрослого человека . Наркотик не входил в состав лекарств , которые принимал Николай Познанский , что исключало любые ошибки , вызванные назначениями врача или действиями готовившего лекарство провизора . Больной мог получить яд только либо в силу небрежности ухода , либо в силу злого умысла .
Похороны Николая состоялись 21 апреля , а уже 23 числа в квартире Познанских появились чины полиции во главе с помощником окружного прокурора для проведения обыска . Собственно , именно тогда и была оглашена причина гибели молодого человека . Целью обыска являлось обнаружение яда - который мог представлять опасность для окружающих - а также емкостей , в которых он мог быть доставлен в дом Познанских . Вообще - то , следователя интересовало все , могущее пролить свет на обстоятельства дела , но особенностью расследований , связанных с отравлением является то , что прежде всего прослеживается путь яда : от кого пришел ? где хранился ? как был использован ? что стало с остатками ?
Яд был обнаружен достаточно быстро . При обыске присутствовал доктор Николаев , лечивший Николая Познанского . Врач давал пояснения по характеру лечения и назначеннию лекарств и именно он обратил внимание на то , что микстура , которую он прописал больному не имеет должного запаха трав . При более тщательном рассмотрении склянки оказалось , что в нем содержится бесцветная жидкость , явно не являющаяся микструрой . Домашние вспомнили , что именно из этой емкости Николай выпил две столовые ложки жидкости вечером 17 апреля , ложась спать . Анализ содержимого подозрительной склянки показал , что в ней содержится раствор морфия . Эту псевдо - микстуру подала Николаю его гувернантка - Маргарита Жюжан .
Прежде чем продолжить хронологическое изложение событий , следует сделать отсупление и упомянуть о ряде обстоятельств , имевших место еще до смерти молодого человека . Без такого отступления будет непонятнта внутренняя логика последовавшего .
Второго апреля 1878 г. имел место случай , который в дальнейшем неоднократно рассказывался разными свидетелями и участниками на разные лады и в ходе предварительного следствия , и на суде . Николай Познанский будучи в компании друзей закурил папиросу , которая показалась ему странной на вкус . Бывшая тут же гувернантка - Маргарита Жюжан - взяла другую папиросу и всю ее выкурила ; ей сделалось дурно , она села на пол , едва не теряя сознание . Ее немедленно положили в постель , привели в чувство , но женщина еще в течение трех дней оставалась слаба и не выходила на улицу . Из - за этого она пропустила несколько частных уроков в других домах Петербурга , которые давала с целью подработать . Случай с "первоапрельскими папиросами Познанских" получил довольно широкую огласку в городе , из него никто не делал тайны .
Надо пояснить , что в то время единственным видом готовых табачных изделий были сигары . Папиросы изготавливались вручную ; для этого покупались весовой табак и папиросная бумага , из которой скручивались гильзы , набивавшиеся табаком при помощи специальной машинки . Для Николая Познанского папиросы "крутила" Маргарита Жюжан . Когда внимательнее были рассмотрены папиросы из той же партии , что и выкуренная гувернанткой , то оказалось , что бумага , из которой они "крутились" , была кем - то смочена растором морфия . Высохшая папиросная бумага полностью сохранила свой вид , но при нагревании выделяла дым , вызвавший у присутствующих заметное головокружение . Проделка с папиросами была сочтена неуместной первоапрельской шуткой кого - то из домашних , жертвой которой стала ни в чеи не повинная гувернантка . Глава семьи - полковник жандармерии - лично проведший домашнее расследование , сторого указал детям на бестактность их проделок , уничтожил все "первоапрельские" папиросы и об инцинденте , казалось , позабыли .
Но не все .
Потому что второго апреля того же 1878 г. произошло еще одно немаловажное событие , которое , однако , до поры оставалось мало кому известным . В этот день после обеда в Приемную Петербургского градоначальника генерал - адъютанта Ф . Ф . Трепова поступило письмо без подписи . Оно было отправлено с Центрального почтампта днем раньше . В нем говорилось , что старший сын Начальника С . - Петербургского жандармского управления железных дорог полковника Познанского состоит членом некоей радикально настроенной молодежной группы , которая с непонятной пока целью занимается изучением ядов и предпринимает попытки их производства .
Хотя письмо и не имело подписи , ему было придано большое значение . Следует помнить , что 24 января 1878 г в Петербургского градоначальника Ф . Ф . Трепова стреляла Вера Засулич . Революционное движение молодежи набирало размах во всех университетских городах России . Невозможно было пренебречь сообщением о том , что революционная организация ищет доступ к ядам .
Анонимка из Приемной поступила на рассмотрение правителю Канцелярии градоначальника С . Ф. Христиановичу , который передал ее в Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии на Фонтанку , 16 . Оттуда оно , очевидно , было передано в Штаб Корпуса жандармов , по ведомственной принадлежности Познанского . Надо пояснить , что жандармские управления на железных дорогах выполняли сугубо охранные функции и не вели самостоятельной оперативной работы ; тайный сыск был поручен жандармерии через несколько лет , уже после упразднения Третьего отделения Е. И. В. Канцелярии . Тем не менее , должность полковника Познанского была весьма заметной - он занимался организацией переездов Царской семьи по железной дороге и его служба привлекалась к обеспечению безопасности таковых .
В первых числах апреля полковник был приглашен на беседу к кому - то из высокопоставленных чинов Штаба Корпуса , на которой он был проинформирован о содержании полученной анонимки . Сейчас невозможно установить когда и где состоялась эта беседа , кто из жандармов ее проводил ; известно только , что такой разговор имел место и произошел он еще до смерти Николая Познанского .
Возвращаясь к вопросу о происхождении морфия и его появлении в доме Познанских , следует отметить , что следствие довольно быстро установило , что морфия у Познанских было довольно много и имел он различное происхождение . Погибший Николай Познанский много лет увлекался химией и имел специальный химический шкаф , заполненный посудой и реактивами . Молодой человек экспериментировал и с морфием , но наркотик , в целях безопасности , хранился у отца в спальне . Причем безопасность сына понималась отцом довольно своеобразно и избирательно ; так , при обыске химического шкафа был обнаружен цианистый калий .
Действия отец , изъявшего у сына морфий , но оставившего цианистый калий , выглядели нелогичными . Скорее всего , полковник Познанский вовсе не знал о существовании цианистого калия , но при обыске признать этого не захотел , поскольку подобное признание косвенно подтверждало анонимку , в которой , напомним , говорилось о тайных опытах с ядами .
По требованию следователя морфий из спальни полковника был предъявлен . Полковник твердо заверил , что наркотик абсолютно невозможно было похитить накануне смерти сына , т . е . 17 апреля . В этот день полковник Познанский находился дома и практически все время пробыл в своей спальне ; более того , он принимал гостя , который мог подтвердить его слова . И в самом деле , свидетель Польшау , будучи допрошен , показал , что 17 апреля он весь вечер провел с полковником Познанским ; в восьмом часу к ним присоединилась Маргарита Жюжан , с которой они вместе поужинали , после чего опять вернулись в спальню . Представлялось невероятным , чтобы кто - то смог похитить морфий из спальни в течение 17 апреля .
Но в доме был и другой морфий . Маргарита Жюжан купила 11 апреля 1878 г вместе с лекарствами от краснухи и раствор морфия , который был выписан матери Николая как средство от мигрени и бессоницы . Этот морфий тоже был предъявлен следователю - пузырек был практически нетронут , но самое главное ! морфий в нем имел концентрацию гораздо ниже , чем убивший Николая . Две ложки этого морфия , скорее всего , лишь хорошо усыпили бы молодого человека , но никак не убили бы .
Т . о . , получалось , что либо имелся некий третий источник наркотика , о котором никто из домашних не знал , либо для умерщвления Николая использовался морфий из спальни отца , но похищенный оттуда до 17 апреля . И первое , и второе предположение практически исключали небрежность хранения и выдвигали в качестве главной причины происшедшей трагедии злой умысел .
Все это , разумеется , понимал и полковник Познанский . Он рассказал следователю - помощнику окружного прокурора В. Д. Шидловскому - об анонимном письме на имя градоначальника и окружная прокуратура добилась от жандармского управления передачи этого письма , как могущей иметь существенное значение улики . Собственно , именно потому , что анонимное письмо от 2 апреля попало в следственное дело , мы знаем о его существовании .
По приобщении письма к делу была назначена графологическая экспертиза текста . Тогда же письмо впервые показали полковнику Познанскому и спросили , не кажутся ли ему знакомыми стиль и почерк ? Полковник обратил внимание на некоторые французские обороты и сказал , что написание некоторых букв ему кажется похожим на то , как их пишет Маргарита Жюжан .
Это было первое подозрение в адрес гувернантки , высказанное открыто . Выше было написано , что сама Маргарита признала , что именно она подала Николаю микстуру , оказавшуюся ядом . Никто пока что этого ей в вину не ставил , но если допустить , что именно она была автором анонимки , то ее действия можно было расценить как - по меньшей мере ! - недружественные семье .
Помимо назначения графологической экспертизы , следствие осуществило сбор показаний всех членов семьи и домашней прислуги о событиях , предшествовавших болезни и смерти Николая Познанского .
Существо полученной информации заключалось в следующем : Николай заболел краснухой в конце первой декады апреля , лечил его доктор Николаев , но по мнению Маргариты Жюжан недостаточно успешно . Во всяком случае , у Николая после 15 апреля стали раздуваться и болеть лимфатические узлы , и гувернантка посчитала это признаком осложнения болезни . Сам же доктор в этом не видел ничего страшного ; он считал , что это всего лишь очередная стадия болезни , после которой молодой человек быстро пойдет на поправку . Утром 18 апреля 1878 г. , по обнаружении тела скончавшегося ночью Николая Познанского , его мать забрала из комнаты молодого человека флакон с микстурой , которой поила его накануне Маргарита Жюжан . Этот пузырек находился в спальне матери с утра 18 апреля до обеда 20 апреля , когда его хватился доктор Николаев , заехавший к Познанским . Врач отправлялся на анатомирование тела , где имел право присутствовать как лечащий врач умершего . Осматривая лекарства , которые пил Николай , доктор обратил внимание на отсутствие пузырька с микстурой и попросил немедленно вернуть его на место , что мать Николая тут же и сделала . Т . о . , 18 - 20 апреля пузырек в комнате отсутствовал , затем появился вновь и находился там вплоть до его изъятия помощником прокурора во время обыска . Было установлено , что к вечеру 17 апреля члены семьи Познанских находились дома , домашняя прислуга была отослана , Маргарита Жюжан убыла к себе на квартиру в двенадцатом часу ночи . О смерти Николая она узнала утром 18 апреля , отправляясь на частный урок . Сообщил ей об этом некто Бергер , друг семьи Познанских . Он видел реакцию М . Жюжан , которая так заволновалась , что Бергер не рискнул оставлять ее одну , а поймав извозчика , проводил женщину до квартиры Познанских , в которой уже побывал тем трагическим утром . Маргарита Жюжан оставалась у Познанских вплоть до дня похорон Николая , причем ночевала в той же комнате , в которой умер ее воспитаник . Она демонстрировала участие и разделяла скорбь домашних . На память о Николае его близкие разрешили гувернантке взять его запонки .
Это были , так сказать , голые факты . Что стояло за ними ?
Полковник Познанский неопределенно сказал на допросе о той симпатии Николая к М . Жюжан , зарождение которой он с супругой не без тревоги наблюдали . Николай Познанский был человеком интравертным , спокойным , вдумчивым , обращенным вглубь себя ; такие люди , обыкновенно , привязываются крепко и надолго ; тем более он был молод и неопытен , а юношеские влюбленности так запечатлеваются в памяти ! В общем , в какой - то момент родители почувствовали , что с влиянием француженки на сына надо бороться . Они стали потихоньку разделять Николая и Маргариту , все более замыкая гувернантку на младших детей - Алешу и Надежду . Влюбленность Николая , вроде бы , стала проходить ; зимой 1877 - 78 гг. он уже стал ухаживать за девушкой своего круга и даже переписываться с нею .
Мать погибшего высказалась куда более определенно : она подозревала любовную связь сына с гувернанткой с 15 - летнего возраста первого . В апрельском протоколе допроса матери приводятся следующие тому свидетельства : "она ( т . е . Жюжан ) была с ним на "ты" , сидела в его комнате , говорила разные двусмысленности , принимала участие почти во всех пирушках , целовала его в присутствии посторонних , бесцеремонно обращалась с его товарищами , позволяя им при себе снимать сюртуки..." . У матери спросили , для чего она забирала из комнаты умершего сына пузырек с микстурой ? Она объяснила свои действия тем , что беспокоилась за его сохранность . Такое объяснение представляется несколько натянутым и , как minimum , нелогичным : если и имело смысл брать пузырек для сохранности , то следовало продолжать его держать до самого момента передачи следователю ...Либо не брать вовсе . Впрочем , в тот момент на это никто не обратил внимания . Когда у матери спросили впечатление от последних ее встреч с сыном , она ответила очень интересно : "Я пугалась выражения его глаз" . Сердце матери , видно , чувстовало некую беду , но ни объяснить этого чувства , ни тем более отвести беду женщина не могла . Наверное , именно в силу ощущения ненормальности всего происходящего , она и забрала 18 апреля ( когда еще не было ни анатомирования , ни следствия , ни заключения экспертизы ! ) флакон с микстурой в свою комнату .
В числе допрошенных судебным следователем была и домашеяя прислуга . Няня Руднева и горничная Яковлева дали показания вполне согласные с заявлением матери погибшего . Действительно , обращала на себя внимание некоторая фривольность общения М . Жюжан с Н . Познанским , действительно , француженка казалась женщиной опытной и много познавшей в этой жизни ... Чувствовалось , что прислуга француженку не особенно жаловала , хотя прямо этого нигде заявлено не было .
У следствия после допроса членов семьи погибшего и домашней прислуги остались две версии случившегося в ночь с 17 на 18 апреля : а ) убийство Маргаритой Жюжан из ревности и б ) месть некоей молодежной революционной организации , наподобие убийства в 1869 г . Нечаевым студента Иванова , заподозренного им в измене. Отравление по небрежности всерьез не рассматривалось , т . к . никаких на то указаний получено не было . Впрочем , вторая версия - месть революционной организации - представлялась даже более фантастической , чем небрежное хранение морфия . Никаких указаний на вовлеченность Николая Познанского в противоправительственную организацию не существовало . Об этом свидетельствовало лишь письмо , направленное в Приемную градоначальника , но с течением времени на эту анонимку стали смотреть как на первоапрельский розыгрыш .