Затем возвели на костер Изабеллу де Байена , богатую севильскую даму , одну из самых ревностных сторонниц лютеранства . Свой большой дом она предоставила в распоряжение лютеранской общины . Его использовали как гостиницу , место встреч и диспутов , домовая церковь была переоборудована согласно протестантским канонам . Последнее обстоятельство привело к тому , что по постановлению инквизиционного трибунала он был снесен . Женщина отказалась прочесть католический Символ веры и принять причасте даже перед собственной казнью . Ее возвели на поленницу , застегнули на шее ошейник , прикованный к столбу ( это д. б. удерживать тело в вертикальном положении все время , пока оно не сгорит ) , после чего развели под ногами огонь . Доминиканский монах в последний раз спросил у осужденной , не желает ли она прочесть католический Символ веры ? Это позволило бы остановить сожжение ; женщину бы сначала задушили петлей и лишь после этого сожгли тело . Изабелла де Байена отказалась .
Офорт Жана Люкена изображает возведение на костер осужденных . Строго говоря художник изобразил не аутодафе , а просто массовое сожжение времен религиозных войн Средневековья . Как уже было сказано , инквизиция никогда не сжигала нескольких людей на одном костре : каждый из осужденных имел свой . Кроме того , конкретно во время аутодафе 24 сентября 1559 г. костры были сложены прямо на брусчатке площади , а не на помосте над нею .
Следующим был сожжен Хуан Понсе де Леон , младший сын графа Байлена , очень состоятельный человек . Во время следствия он отрицал улики и нагло запирался ; был подвергнут пытке веревкой ( см . очерк "Пытки инквизиции" , размещенный на нашем сайте ) , которую не смог вынести . Он признал себя виновным . После оглашения приговора 23 сентября 1559 г. де Леон вслух прочел лютеранский Символ веры . Все ожидали , что он проявит твердость духа и на костре , но в момент казни силы ему изменили . Когда под его ногами развели огонь , де Леон попросил о покаянии . Огонь был затушен , осужденный прочитал священнику католический Символ веры и исповедовался .
В этот самый момент на соседний костер стали возводить Марию де Бооркес , молодую ( ей не исполнилось и 21 года ) лютеранку . Эта удивительная девушка знала наизусть Евангелие , в совершенстве владела греческим и латинским языками , была необыкновенно эрудирована в теологических и философских вопросах . Она была осуждена на казнь как нераскаявшаяся еретичка , активный член лютеранской общины .
Хуан Понсе де Леон , услыхавший , что девушка отказалась от призыва священника исповедоваться , сказал ей , что она это сделала напрасно . "Не верь брату Кассиодору !" , - призвал ее де Леон , на что девушка закричала ему : "Невежда , идиот и болтун ! Уже не осталось времени для споров !" . Пристыженный графский сын замолчал . Мужество молоденькой девушки перед самой чудовищной казнью потрясла присутствовавших на площади .
Через минуту Хуан Понсе де Леон был задушен и у него в ногах снова развели огонь .
На этом офорте Жана Люкена палач складывает сено к ногам задушенного перед сожжением человека . Последней милостью к осужденному являлось предоставление ему права умереть честным христианином ; это означало , что человек должен был исповедаться перед смертью и получить отпущение грхов . Чтобы быть допущенным к исповеди , ему следовало прочитать Символ веры в его католической трактовке . Если осужденный изъявлял желание отречься от своих прежних взглядов ( т. е. умереть честным христианином ) , его не сжигали , а душили кожаным ремнем . Тело его оставалось по - прежнему прикованным к столбу ; после удушения под ним разводили огонь .
Затем настала очередь Марии де Бооркес . На нее надели ошейник и доминиканские монахи опять обратились к девушке с просьбой освободить душу от ереси . Она согласилась прочесть Символ веры , но начала читать его в лютеранской редакции . Ей не дали закончить . По команде председателя трибунала палач задушил Марию де Бооркес . Это было сделано для того , чтобы не дать возможности единоверцам девушки прославлять ее мученицу , поскольку твердость духа , проявленная ею при сожжении могла сделать Марию исключительно популярной среди лютеран .
На этом офорте Жана Люкена палач убивает приговоренного к сожжению еретика до момента поджигания костра . Подобное хотя и были исключением из правил , но время от времени допускалось в отношении наиболее упорных и известных еретиков . Поскольку проявленное ими на костре мужество могло лишь сильнее сплотить противника и дать единоверцам основание славить погибшего как мученика за веру , таких особо стойких осужденных убивали быстро - ударом копья или стрелой арбалета , реже душили .
Следующим был возведен на костер Хуан Гонсалес , араб по национальности . Будучи крещен , он сделал карьеру священника , несмотря на то , что еще в возрасте 12 лет начал тайно исповедовать мусульманство . Тогда инквизиция довольно быстро разоблачила его и простила , наложив легкую епитимию . Со временем Хуан Гонсалес сделался католическим проповедником и много преуспел на этом поприще . Он стал широко популярен в Андалусии . Используя свои разнообразные связи , он много способствовал созданию на территории Испании разветвленной сети подпольных лютеранских общин . Будучи арестован в 1558 г. Хуан Гонсалес подвергся всем трем инквизиционным пыткам ( смотрите очерк "Пытки инквизиции" , помещенный на нашем сайте ) , которые вынес с удивительной стойкостью и самообладанием . Он не назвал ни одного из своих сподвижников и не выказал раскаяния . Вместе с ним к казни на костре были приговорены две его родные сестры . К месту казни из тюрьмы Хуан Гонсалес был доставлен с кляпом во рту . Это было сделано дабы воспрепятствовать его возможному обращению к народу . После того , как Хуан Гонсалес был возведен на костер и на его шее закрыли ошейник , кляп извлекли изо рта и он крикнул сестрам : "Пойте псалом сто восьмой !" . Под ним тут же развели огонь ; Хуан Гонсалес скончался через несколько минут .
Следующим был Гарсия де Ариас , иеронимит из монатыря Святого Исидора Севильского . Этот человек , видимо , был альбиносом ; он имел белые волосы , за которые получил прозвище "белый доктор" . Благодаря своей крайней осторожности , он слыл за ревностного католика . Его , как и Франсиско де Сафра приглашали в инквизиционный трибунал для вынесения квалификационных заключений по запутанным теологическим вопросам . Известны случаи , когда Гарсия де Ариас выступал в инквизиционном суде против своих же единоверцев - лютеран и добивался их осуждения . Подобное вероломство вызывало возмущение тех членов общины , которые были осведомлены о его лютеранских воззрениях . Вместе с монахом Кассиодоро , тем самым , которого упомянул перед смертью Хуан Понсе де Леон ( см . выше ) , Гарсия де Ариас склонил в лютеранство почти все братство монастыря Святого Исидора Севильского . В монастыре прекратились католические службы , пение псалмов и пр . В конце - концов , кто - то написал заявление о происходящем в монастыре в инквизиционный трибунал . Двенадцать монахов бежали из Испании , остальные были арестованы . В суде Гарсия де Ариас назвал инквизиторов "варварами и невеждами" . Умер он нераскаянным , как сказано в протоколе аутодафе , "радостно взойдя на костер" .
После этого последовали казни еще нескольких монахов из монатыря Святого Исидора Севильского : Кристобала де Арельяно , Хуан Крисостом , Кассиодоро и Хуана де Леона .
Последний был в числе тех 12 - ти монахов , которые узнав о начатом инквизиционном расследовании , бежали из Испании в Швейцарию , а потом в Германию . Там они расстались и Хуан де Леона направился в Голландию , расчитывая переправиться через Ла - Манш и найти убежище в Англии , враждебной Испании . Посланные на розыски беглецов агенты инквизиции прехватили двух монахов из двенадцати : Хуана де Леона и Хуана Санчеса ( второй также был сожжен ) . Хуана де Леона провезли из Голландии в Испанию в кандалах и особом железном на голове и шее ; вставленный в рот железный кляп не позволял ему говорить . Кпяп вынимали изо рта только для принятия пищи . Как писал Льоренте , читавший подлинные документы следствия и суда над Хуаном де Леоном , "страдания , объектом которых он стал со времени ареста , и состояние , в котором он находился тогда ( т. е. перед казнью ) , вызвали в этом истощенном теле такое обильное выделение желчи и слюны , что они спускались до земли по бороде , давно им запущенной" . Перед казнью , уже у самого костра , изо рта монаха вытащили кляп и предложили прочесть католический Символ веры . Он отказался и был сожжен живьем , как нераскаявшийся еретик .
Далее , согласно протоколу аутодафе , последовали казни севилького врача Кристобаля де Лосада , учителя грамоты Фернандо де Сан - Хуана , двух девушек - Марии де Вируес и Марии Корнель - а также сестры Хуана Гонсалеса .
Все эти лица были членами лютеранской общины Севильи . Мария де Вируес и Мария Корнель были из знатных семей , на площади присутствовали их близкие родственники .
Без сомнения , грандиозная , пышная и продолжительная церемония аутодафе производила очень тяжелое впечатление на присутствовавших . Автору настоящего очерка известны рассказы людей , бывших свидетелями послевоенных казней изменников Родины через повешение ; очевидцы рассказывали , что впечатления от этих публичных казней стали одними из самых сильных в их жизни . Можно с увереннностью предположить , что сожжения живьем производили на свидетелей впечатление еще более шокирующее и травмирующее .